Загадка 1941 года

В.А. Анфилов

Cовещание высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. (1)

Выступление начальника ГШ генерала армии К.А. Мерецкова

Материалы декабрьского 1940 г. совещания опубликованы в кн.: Русский архив. Великая Отечественная. Накануне воины: материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31декабря 1940 г. Т. 12(1). М., 1993. Однако В.А. Анфилов, вопреки утвердившейся научной практике, посчитал возможным и необходимым опереться не на эту публикацию, а на результаты собственных научных изысканий. Причину он в свое время раскрыл научному редактору настоящего издания: опубликованный вариант "Материалов..." по неизвестным ему причинам оказался не аутентичным тому документу, который он изучал в РГВА в 50-60-е годы и на который ссылается в книге. - Ред.

Война с Финляндией, как и другие локальные войны, вскрыли серьезнейшие недостатки во всей системе подготовки Красной Армии. Особенно плохо обстояло дело с командными кадрами. Объяснялось это, главным образом двумя причинами: во-первых, частой сменой командиров в связи с репрессиями и численным ростом вооруженных сил и, во-вторых, крупными недостатками в обучении в военно-учебных заведениях и командирской подготовке в войсках. По мнению Тимошенко, значительная часть командного состава оставалась на уровне опыта Гражданской войны и пыталась перенести его на современность.

Поэтому проблема подготовки кадров была одной из острейших в строительстве вооруженных сил в то время. Ее значение возрастало еще и в связи с повышением удельного веса технических и специальных родов войск. Существовавшая к весне 1940 г. сеть военно-учебных заведений (16 академий, 10 факультетов в гражданских институтах, 132 сухопутных военных училища и школы, и 52 авиационных и авиатехнических училища и школы) не обеспечивала подготовку требуемого количества командных и инженерно-технических кадров. По предложению Наркомата обороны, правительство приняло решение о расширении сети военно-учебных заведений и увеличении приема в них. [131]

Но несмотря на, казалось бы, большой размах работы по подготовке военных кадров, их некомплект продолжал существовать. К началу 1941 г. он снизился до 19%, что в численном выражении составляло 80 830 человек.

На 1 января 1941 г. численность командно-начальствующего состава вооруженных сил составила 579 581 человек, из которых проходили службу в сухопутных войсках 426 942 человека, в авиации - 113 086 человек и на флоте - 39 533 человека. Уровень военного образования характеризовался следующими данными: 7% командно-начальствующего состава имели высшее образование, 60% - среднее, 25% - ускоренное и 12% не имели военного образования.

Большинство командиров не имело боевого опыта. К 1941 г. осталось лишь 6% участников Гражданской войны, а 30% командно-начальствующего состава имело боевой опыт войн 1938-1940 гг. Основную часть составляли молодые командиры и начальники. В возрасте до 25 лет было 29%, от 26 до 35 лет- 57%, от 36 до 45 лет- 13% и лишь 1%-старше 45 лет.

Единицы опытных и всесторонне грамотных в военном отношении педагогов, подавляюще низкий общеобразовательный и технический уровень большинства отобранных курсантов и слушателей, скудная, устаревшая учебная материальная база, перенасыщенность учебных программ второстепенными предметами являлись характерными чертами военных училищ и академий той поры. Обо всем этом весьма обстоятельно говорилось на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.

Совещание открыл нарком обороны. Обращаясь к присутствующим, Тимошенко сказал: "Лучше повести нам работу так, чтобы хотя бы вкратце выявить действительное положение итогов на сегодняшний день и, главным образом, чтобы вы сказали свое веское слово с мест- что же нам [132] нужно сделать и как нам нужно сделать, чтобы в 1941 г. поднять нашу политическую и боевую подготовку на высший уровень... Скажем свое слово, - продолжал он, - как мы мыслим наступательную и оборонительную операции прорыва, использование моторизованных сил и авиации, как лучше организовать всю работу с тем, чтобы люди начали глубже думать и получить больший охват в работе".

С докладом об "Итогах и задачах боевой подготовки сухопутных войск, ВВС и оперативной подготовки высшего начсостава" выступил начальник Генерального штаба генерал армии К.А. Мерецков. "В то время, когда воюющие народы терпят неизмеримые страдания, наш могучий народ под руководством великого вождя товарища Сталина благодаря его мудрой стратегии, - высокопарно заявил он, - продолжает оставаться вне войны и по-прежнему уверенно идет к своей цели, улучшая свое материальное благосостояние и приумножая мощь вооруженных сил нашей страны.

Попытки со стороны империалистов испытать наше могущество и втянуть в войну были неоднократны и жестоко отбивались, - хвастливо продолжал Мерецков, - это получило особенно яркое выражение во время боев на Дальнем Востоке и на северо-западной границе нашего государства". Уж кому-кому, а ему, бывшему командующему войсками Ленинградского военного округа, начавшего вторжение в Финляндию, хорошо было известно, что эта маленькая страна не пыталась испытывать наше могущество и втягивать нас в войну.

Эта война, по признанию начальника Генштаба, выявила много недостатков в Красной Армии. Штабы оказались слабо подготовленными к практическому руководству войсками и неудовлетворительно руководили тылом. Плохо показал себя и командный состав. Вскрывшиеся недостатки были указаны в приказе наркома № 120. Этот приказ требовал коренной перестройки в обучении войск.

25 июля Тимошенко послал директиву командующим войсками округов о том, что в августе - сентябре будут проводиться смотровые тактические учения. "Нарком взял на себя проверку войсковых соединений Западного и Московского округов, в остальных округах приказал провести проверку своим заместителям, кроме того, - командующим войсками округов, - заметил Мерецков. - В результате не осталось ни одного соединения, которое бы не было проверено осенью этого года. И с этого момента началась действительная перестройка боевой подготовки Красной Армии". [133]

Проверка показала, что высший командный состав не занимается боевой подготовкой сухопутных войск, а низшие звенья допускают много серьезных ошибок. Самым главным недостатком является то, подчеркнул докладчик, что командиры подразделений в ходе боя не оценивают обстановки, не отдают себе отчета в том, что представляет собой противник, какова система его заграждений, не определяют, где находится передний край и какими силами он обороняется.

Основной недочет в действиях танков заключался в том, что они плохо взаимодействуют с пехотой: часть танков отстает во время атаки, а другие далеко отрываются вперед.

Много недостатков вскрылось в авиации. Главный из них заключался в том, что летчики были плохо подготовлены к полетам в сложных метеорологических условиях и на большой высоте. Штабы авиационных соединений не перешли к нормальным занятиям и как органы управления были еще слабы.

"Опыт последних войн, учений и полевых поездок, - указал Мерецков,- показал недостаточную оперативную подготовленность и военную культуру высшего командного состава, войсковых штабов, армейских, фронтовых и особенно авиационных штабов. Этим вопросом раньше не занимались. Основной тормоз в том, что в течение многих лет отсутствовали указания по вождению крупных современных соединений, по вводу в бой вместе авиации и танков. Неясно было, как требуется применять крупные авиационные и механизированные соединения, куда направлять главные усилия авиации - на обеспечение ли войск или на самостоятельную операцию, или то и другое делать в меру необходимости. Теория вождения авиационных, механизированных соединений не разработана".

Для того чтобы этот большой недостаток выправить, сказал Мерецков, необходимо в первую очередь решить все эти принципиальные вопросы. С этой целью нарком обороны и потребовал от участников совещания разработать теоретические вопросы с тем, чтобы в конце совещания дать указания по ведению современных операций. Кроме того, проверками в округах и в ходе смотровых учений установлено, что высший командный состав и штабы не работают над собой, не работают над повышением своего оперативного кругозора и над перестройкой своей работы в соответствии с требованиями наркома обороны. "Работать по старинке - засело крепко в головах командиров и политработников. Пора понять, - указал начальник Генерального штаба, - что перестроить работу - значит не только самому работать, но и учить подчиненных". Отмечены случаи противодействия перестройке. "Как же иначе понять факты рукоприкладства со стороны политруков, - заметил он. - В 17-й ар- [134] мии имел место случай, когда заместитель по политчасти, не прочитав Дисциплинарного устава, стал разъяснять, что теперь можно бить красноармейца чем попало, даже указывал - ломом, топором и т.д. Было два случая рукоприкладства. Это является не только противодействием, но прямой провокацией, стремлением сорвать требование Народного комиссара".

Дисциплинарный устав Красной Армии был введен в действие 12 октября 1940 г. Статья 6 устава гласила: "Подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться своим командирам и начальникам. В случае неповиновения, открытого сопротивления или злостного нарушения дисциплины и порядка командир имеет право принять все меры принуждения, вплоть до применения силы и оружия". В статье 7 говорилось, что командир, "не принявший всех мер к выполнению приказа, предается суду военного трибунала".

"Красная Армия в течение летнего периода 1940 года,- отметил Мерецков, -- благодаря усилиям всего личного состава армии провела большую работу по перестройке быта, жизни, боевой подготовки и общей готовности войск к войне. Но эта перестройка только началась и требования, поставленные народным комиссаром обороны..., еще не выполнены... В настоящее время правительство и партия, обеспечивая нашу армию всем необходимым, требуют, чтобы мы были всегда в боевой готовности. Мы ни на одну минуту не должны забывать с вами, что живем и работаем, когда идет война, и не можем терять ни одного часа, используя каждую минуту, должны совершенствовать нашу готовность.

Мы должны,- заключил Мерецков, - ...в кратчайший срок перестроить нашу армию, действительно довести ее до высокой боевой готовности, добиться такого положения, чтобы мы постоянно по требованию правительства в любое время могли выступить в поход".

Источник: В.А.Анфилов, Ф.И.Голиков. Загадка 1941 года. О войне под разными ракурсами. Москва, "Вече", 2005

Главная страница     Начало войны


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009