ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ
А.В.Владимирский
Военно-географическая характеристика полосы боевых действий 5-й армии
Боевые действия войск 5-й армии велись в северо-западной части УССР - в пределах Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской, Черниговской и Полтавской областей. Население этих областей на 90 процентов составляли украинцы, преимущественно занятые в сельском [9] хозяйстве. Лишь незначительная часть населения (около 20 процентов) проживала в городах и работала в основном на предприятиях лесной, пищевой, а также кустарной промышленности.
Местность в полосе действий 5-й армии по ее характеру можно разделить на две части по линии автомагистрали, проходящей от фронта в тыл через Устилуг, Владимир-Волынский, Луцк, Ровно, Новоград-Волынский, Житомир, Киев. Северная ее часть, лежащая в пределах Полесской низменности, так называемое украинское Полесье, покрыта лесными массивами с заболоченными участками, с редко расположенными населенными пунктами. Южная часть представляет собой всхолмленную равнину, образованную северными отрогами Волыно-Подольской возвышенности, спускающимися к Полесью.
Полоса боевых действий 5-й армии пересекалась в меридиональных направлениях рядом рек, представлявших собой водные преграды оперативно-тактического значения. Наиболее важными из них являлись Западный Буг, Турья, Стоход, Стырь (с ее притоком-рекой Иква), Горынь, Случь. Они имели глубину от 1 до 3 м, ширину русла - от 15 до 70 м, долины - от 0,5 до 2 км. Берега рек местами были болотистые, дно илистое. Между реками Иква и Горынь возвышается Ровенское плато высотой 250 м, а в районе Дубно и Мизоч находится Мизочский кряж высотой свыше 300 м над уровнем моря.
В восточной части полосы боевых действий 5-й армии протекают крупные реки оперативного (Принять, Десна) и стратегического (Днепр) значения, данные о которых приведены в главе 4. очерка.
Дорожная сеть в северной части полосы боевых действий армии (в Полесье) была развита слабо. Здесь преобладали грунтовые дороги, труднопроходимые в дождливое время для всех видов транспорта. Грузоподъемность мостов составляла не выше 3 т.
На юге боевых действий армии дорожная сеть была более развита. Главной автодорожной магистралью, тянувшейся от Днепра до границы, было Брестское шоссе, проходившее от Киева через Житомир, Новоград-Волынский, Ровно, Луцк, Ковель, Брест, с ответвлениями от Ровно на Дубно, Львов и от Луцка на Владимир-Волынский, Устилуг и на Львов. Эта автомагистраль являлась жизненно важной артерией. Имелись также четыре автодорожные рокады: Овруч - Житомир - Бердичев; Коростень - Новоград-Волынский - Шепетовка; Дубровица - [10] Рафаловка - Клевань - Ровно - Дубно - Кременец; Чернигов - Киев.
От тыла к фронту в полосе армии были проложены две однопутные железнодорожные магистрали: Киев - Коростень - Сарны - Ковель - Яготин с ответвлениями от Ковеля на Брест и на Владимир-Волынский - Крыстынополь; Киев - Казатин - Шепетовка - Ровно - Киверны - Ковель с ответвлениями от Ровно на Сарны, от Здолбунова на Дубно - Львов и от Киверец на Луцк - Берестечко - Львов. Пропускная способность каждой из этих линий была в среднем 24 пары поездов в сутки.
В целом местность в центральной и южной части полосы армии допускала ведение как наступательных, так и оборонительных боевых действий с широким применением подвижных средств, в то время как северная ее часть, Полесье, была более благоприятна для ведения обороны, по не исключала и возможность ведения наступательных боевых действий на отдельных направлениях, способствуя осуществлению скрытного маневра войсками армии.
Подготовка театра военных действий в полосе 5-й армии заключалась в перешивке западноевропейской железнодорожной колеи на советскую, в строительстве долговременных и полевых оборонительных рубежей вдоль новой государственной границы, а также аэродромов. Это строительство находилось в начальной стадии.
Источник:
Владимирский Алексей Викторович На киевском направлении Проект "Военная литература": militera.lib.ru Издание: Владимирский А. В. На киевском направлении. По опыту ведения боевых действий войсками 5-й армии Юго-Западного фронта в июне—сентябре 1941 г. — М.: Воениздат, 1989. Книга на сайте: militera.lib.ru/h/vladimirsky/index.html Иллюстрации: militera.lib.ru/h/vladimirsky/ill.html OCR и корректура: Александров Константин (constantin_g_al@mail.ru) Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
Главная страница | Начало войны | Юго-Западный фронт |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009