ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Т-35
А вот что рассказывал о Т-35 бывший сапер Грязнов Антон Платонович (из записей в тетради):
"День так на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки - две штуки, большие такие, как на "Отваге"! Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они и не обратили - сразу на нас, да на пехоту. А наши "крейсеры" уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидали. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в не [76] мецкий тыл перешли. Потом помню один такой "крейсер" пытался обратно к своим пробиться. Он и смог бы, наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли еще два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами - троса оборвали. Потом с тяжелого поснимали все, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли".
Что касается Т-35, находившихся в ремонте в Харькове, то судя по всему, они так и не были восстановлены. Так, 21 августа 1941 года в своей телеграмме районному инженеру ГАБТУ Красной Армии на заводе № 183 начальник ГАБТУ Федоренко сообщал: "Находящимся на заводе № 183 4 танкам Т-35 №№ 148-30,537-90,220-28 и 0197-2 провести мелкий ремонт, дающий возможность танкам самостоятельное передвижение, установить [77] положенное вооружение и срочно отгрузить с завода по разнарядке ГАБТУ КА. О готовности донесите".
Как видно из документа, один Т-35 летом 1941 года отремонтировали и отправили на место службы. Скорее всего это был танк из состава войск ПриВО
Что касается четырех упоминаемых в телеграмме машин, то скорее всего, ремонт так и не провели. Во всяком случае, в сохранившихся документах № 183 сказано, что в октябре 1941 года "при обороне Харькова это танки были использованы как неподвижные огневые точки". Есть немецкое фото марта 1943 года (после второго взятия Харькова немцами), на которой запечатлен Т-35 (без части башен), который использовался в качестве ворот в заграждениях их металлических надолб и ежей. Скорее всего, машина простояла с осени 1941 года. По воспоминанию одного из ветеранов "один Т-35 после войны еще долго стоял на бывшем рубеже обороны в одном из парков Харькова ".
Летом 1941 года один трофейный Т-35 был отремонтирован немцами и отправлен в Германию. По воспоминаниям немецкого механика-водителя, "управление танком было чрезвычайно сложным, а переключение рычагов и педалей очень тяжелым.
В ходе погрузки и транспортировки танка по железной дороге возник ряд трудностей, связанных с тем, что Т-35 не вписывался в железнодорожный габарит (ширина железнодорожной колеи в Западной Европе меньше, чем в СССР и России - 1420 мм против 1535 мм. - Прим. авт.)". Тем не менее, танк доставили на немецкий танковый полигон в Куммерсдорфе, где были проведены его испытания. Дальнейшая судьба этого Т-35 неизвестна.
В октябре 1941 года из учебного парка ВАММ был сформирован танковый полк. Среди прочих танков в состав полка вошли и два Т-35, числившихся за академией. Однако, судя по последним архивным данным, этот полк так и не был отправлен на фронт; и в боях под Москвой Т-35 участия не принимали.
Был и еще один "боевой" дебют Т-35. На этот раз в кино. Речь идет о документальном фильме "Битва за Москву". Некоторые эпизоды картины снимались под Казанью, и в этих съемках участвовали два Т-35 с КБТКУТС.
До наших дней сохранился один экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
[78]Источник: Максим Коломиец, Михаил Свирин. Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии. Москва, ЯУЗА, "Коллекция", "Эксмо", 2007.
Главная страница | Начало войны | Юго-Западный фронт |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009