(Документ по плану прикрытия войск ЗапОВО будет излагаться раздел за разделом - Авт. сайта)
Совершенно секретно
Особой важности Экз № 1.
"Утверждаю"
Народный комиссар
обороны СССР
Маршал Советского Союза
С. Тимошенко
" " июня 1941 г.
VII. План использования ВВС округа
1. На части ВВС округа возложены следующие задачи:
а) последовательными ударами боевой авиации по установленным базам и аэродромам противника, а также боевыми действиями в воздухе уничтожать авиацию противника
и с первых же дней завоевать господство в воздухе;
б) истребительной авиацией в тесном взаимодействии со
всей системой ПВО округа прочно прикрыть отмобилизование и сосредоточение войск округа, нормальную работу
железных дорог и не допустить пролета авиации противника через территорию округа в глубинные районы округа и
страны;
в) во взаимодействии с наземными войсками уничтожить
наступающего противника и не допустить прорыва крупных его мотомехсил через фронт обороны округа;
г) мощными систематическими ударами по крупным жел.
дорожным мостам и узлам Кенигсберг, Мариенбург, Аллен-
штейн, Торн, Камин, Лодзь, Варшава, а также по группировкам войск нарушить и задержать сосредоточение войск
противника;
д) действиями боевой и разведывательной авиации своевременно определить характер сосредоточения и группировку войск противника.
2. На 1 июня в округе имеется следующее количество авиачастей, которые могут быть использованы по плану прикрытия госграницы:
а) истребительных авиаполков - 12;
б) бомбардировочных авиаполков - 12;
в) штурмовых авиаполков - 2;
г) разведывательных авиаполков - 2;
д) корпусных авиаэскадрилий - 9.
Подавляющее число частей ВВС округа перевооружается на новую материальную часть, в частях идет переучивание летного состава и освоение новых типов машин, поэтому части не подготовлены к ночным и высотным полетам, [130] могут выполнять задачи только днем, в простых условиях, со средних высот.
Укомплектование частей новой материальной частью не закончено, утвержденный план поступления новой матчасти не выполнен. Большинство частей имеют от 40 до 60 % старой матчасти, сильно изношенной; нет запасных авиамоторов, особенно для самолетов типа СБ. По плану укомплектования части ВВС до 1 сентября сего года будут укомплектованы новой матчастью только на 50 %, и то при условии выполнения плана подачи новой матчасти в сроки, утвержденные Генштабом КА.
Общая укомплектованность частей ВВС на 1 июня с. г. выражается следующими цифрами.
По истребительной авиации:
а) полностью укомплектованы новой матчастью 4 авиа
полка (41, 124, 126, 129-й);
б) полностью укомплектованы старой матчастью 7 авиа
полков (122, 123, 127, 160, 161, 162, 163-й);
в) имеет только 44 самолета один полк - 33-й 10 сад 4А;
г) совершенно не имеют матчасти и технического, летно
го состава 8 авиаполков (182, 183, 184, 185, 186, 187, 188 и
189-й);
д) имеют меньше 30 самолетов 4 полка (6-й 11 сад ЗА,
43, 203 и 97-й).
По штурмовой авиации:
Из имеющихся двух авиаполков полностью укомплектован старой матчастью 74-й авиаполк и имеет только 15 самолетов 215-й авиаполк.
Исходя из поставленных задач и наличия бомбардировочной авиации, части ВВС округа могут решать следующие задачи:
а) нанести одновременный удар по установленным аэродромам и базам противника, расположенным в первой зоне, до рубежа Инстербург, Алленштейн, Млава, Варшава, Дем-блин, прикрыв действия бомбардировочной авиации истребительной авиацией. Для выполнения этой задачи потребуется 138 звеньев, мы имеем 142 звена, т. е., используя всю наличную бомбардировочную авиацию, мы можем решить эту задачу одновременно; [131]
б) вторым налетом бомбардировочной авиации нанести удар по аэродромам и базам противника, расположенным во второй зоне до рубежа Кенигсберг, Мариенбург, Торн, Лодзь. Для этой цели могут быть использованы самолеты типа СБ, Пе-2, Ар-2, которых мы имеем 122 звена, для решения этой задачи требуется 132 звена бомбардировщиков, использовать другие типы при выполнении этой задачи не можем, не позволяет радиус их действия;
в) для одновременного удара по железнодорожным узлам с целью задержать перевозки и сосредоточение войск противника и завоевание господства в воздухе.
Для удара по железнодорожным мостам могут быть использованы только самолеты типа Пе-2 и Ар-2, которые могут производить бомбометание с пикирования. Бомбометание по мостам с горизонтального полета малоэффективно и требует большого расхода самолетов. Ввиду того, что у нас мало пикирующих бомбардировщиков, необходимо взять для разрушения только главнейшие мосты, как-то; в Мариенбурге, Торне, Варшаве и Демблине;
г) для совместного действия с наземными войсками по наступающим войскам противника, в первую очередь, используются смешанные авиадивизии, приданные армиям. При обнаружении наступления на одном из армейских направлений крупных мотомехчастей противника усилить последнее за счет 12 и 13 бад.
Выводы:
1. Одновременно обе задачи по борьбе за господство в воздухе и по срыву перевозок, сосредоточения и мобилизации противника выполнять нельзя.
Борьба за господство в воздухе полностью может решаться лишь при отсутствии наземных целей и то только в первой полосе. Для борьбы во второй полосе средств нет.
Выбор целей по выполнению каждой из этих двух задач будет решаться в каждом отдельном случае в зависимости от обстановки.
2. Выполнить поставленные задачи по завоеванию господства в воздухе можно только с помощью авиации Главного Командования, или надо придать в распоряжение ко- [132] мандования округа еще не меньше 12-15 бомбардировочных авиаполков.
3. Территория округа восточнее рубежа Слоним совершенно не прикрыта истребительной авиацией. Совершенно необходимо в срочном порядке укомплектовать матчастью, техническим и летным составом 59-ю и 60-ю истребительные авиадивизии.
4. Изменение в составе авиадивизий по военному времени сравнительно с мирным временем вызывается тем, что 12 бад и один полк 13 бад имеют на вооружении матчасти с малым радиусом действий - СУ-2. Эти полки из указанных авиадивизий передаются в состав смешанных авиадивизий, подчиненных армиям, с перебазированием их на аэродромы в непосредственной близости от госграницы, а бомбардировочные полки сад состава сегодняшнего дня передаются в состав 12 и 13 бад.
5. Разведывательная авиация:
а) корпусные авиаэскадрильи (каэ) в основном укомплектованы до штатной потребности, но имеют на вооружении старую матчасть (самолеты типа РЗЕТ), сильно изношенную. По штату положены самолеты типа СБ, но на сегодня нет ни одного самолета.
При наличии у противника новых типов самолетов каэ могут решать задачи по разведке только под сильным прикрытием нашей истребительной авиации и при наличии абсолютного господства в воздухе нашей авиации.
б) Кроме каэ в округе имеются два разведывательных авиаполка, но они на сегодня не укомплектованы матчастью, имеющиеся самолеты, за исключением СБ, которых в обоих полках 21 самолет, не приспособлены к фотографированию.
Усилить армии разведывательной авиацией не представляется возможным, оба полка остаются в распоряжении начальника штаба округа. Разведка будет вестись централизованно, с учетом задач в интересах армий, по их заявкам;
в) основные задачи по разведке возложить на боевую авиацию, которая, ведя разведку на себя, будет обеспечивать и вести разведку в интересах армий и округа.
6. Границы для действий армейской авиации - Инстербург, Алленштейн, Млава, Варшава, Демблин. [133]
Фронтовая авиация, главным образом, будет действовать в границах армейской авиации, усиливая ее действия, и совместно с авиацией резерва Главного Командования по второй зоне до рубежа Кенигсберг, Мариенбург, Торн, Лодзь.
7. Для борьбы с авиадесантами противника в первую очередь используется истребительная авиация и средства ПВО с целью не допустить высадки десантов и уничтожения их еще в воздухе.
Кроме них широко используются специально выделяемые подвижные отряды, запасные части, органы милиции и войска НКВД, гражданское население через организации Осоавиахима, военно-учебные заведения.
Для охраны важнейших аэродромов и государственных объектов от нападения воздушных десантов противника иметь танкетки по мере снятия их с вооружения мехкорпусов, вооруженные пулеметами и приборами для огнеметания. Задача их - борьба как с парашютистами, так и посадочными десантами противника на аэродромах.
Запасные части дислоцировать с таким расчетом, чтобы они прикрывали важнейшие объекты от возможных диверсий и захватов этих объектов со стороны десантов противника.
8. Для выполнения задач по срыву железнодорожных перевозок и сосредоточению войск противника наряду с боевыми действиями авиации будут использованы мелкие десантные группы в составе 5-10 человек, выбрасываемые на территорию противника с задачей разрушения железнодорожных сооружений, нарушения связи и др. диверсионных действий.
Высадка десантных групп, как правило, будет производиться ночью при помощи сбрасывания людей и материалов на парашютах или при посадке самолета на землю. В обоих случаях место посадки тщательно разведывается, иногда для этой цели будет привлекаться наша агентура.
Возвращение десантных групп по выполнении задачи будет производиться при помощи посадки самолетов, но вероятнее им придется переходить на нелегальное положение и пробираться через границу самостоятельно.
Кадры для формирования десантных групп мы имеем в составе 4-го воздушно-десантного корпуса. Формирова- [134] ние их будет производиться в строго добровольном порядке, отбирая для этой цели смелых, решительных бойцов и командиров, способных выполнить эту ответственную задачу.
Несмотря на то, что людским составом укомплектован полностью, а из матчасти нет только ранцевых огнеметов и не хватает до 3000 парашютов, 4-й воздушно-десантный корпус на сегодня полностью еще не боеспособен, так как специальная подготовка началась только с 1 июня сего года.
Из состава корпуса полностью боеспособна одна 214-я бригада, которая сохранила старые кадры, учеба в ней идет нормально, весь личный состав был в воздухе, с парашютом не прыгали единицы, по плану подготовки бригады днями весь состав будет обучен прыжкам.
Источник: Р.С.Иринархов Западный особый... Минск, Харвест, 2002.
Главная страница | Начало войны | Западный фронт.
|
Назад в раздел
|
|
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009