Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

10 САД в боях 22 июня

В 10-й смешанной авиадивизии два полка полностью потеряли всю материальную часть. 74-й шап подвергся не только авиационным налетам, но и артиллерийскому обстрелу, поскольку находился всего в 14 км от госграни- {108} цы. Четыре "биса" немецкие истребители сбили на взлете. Часть понесла потери в материальной части и личном составе; среди пропавших без вести был ее командир дважды орденоносец майор Б.М. Васильев. Ворвавшиеся на полевой аэродром немецкие танкисты обнаружили восемь сгоревших или слегка поврежденных самолетов Ил-2, которые еще не были известны германскому командованию.

На аэродром 39-го скоростного бомбардировочного полка немцы осуществили четыре атаки, в результате чего полк потерял 43 СБ и 5 Пе-2. После первого налета 18 СБ сумели взлететь и в 7 ч утра атаковали немецкие танковые и моторизованные части, переправлявшиеся через Буг. Было зафиксировано, по крайней мере, одно прямое попадание в переправу. Этот относительный успех обошелся очень дорого. Немцы пишут, что на обратном пути были сбиты все 18 бомбардировщиков, участвовавших в налете.

В ходе еще одного из ответных налетов советские бомбардировщики атаковали аэродром Бяла Подляска, куда только что приземлились пикировщики из эскадры StG77. На летном поле разорвалось пять тяжелых авиабомб, после чего немецкие экипажи обнаружили в небе шесть двухмоторных самолетов с красными звездами. Тут же к ним приблизились несколько "мессершмиттов".

"Первый с ходу открыл огонь,- записал в дневнике командир отряда 6/StG77 капитан Г. Пабст (Я. Pabst). -Тонкие полоски трасс протянулись между двумя машинами. Огромная птица неуклюже заваливается набок, на солнце засверкал ее серебристый фюзеляж, после чего она вертикально устремилась к земле, сопровождая падение усиливающимся, безумным воем двигателей. {109} Вверх поднялся огромный столб огня - русским пришел конец! Вскоре второй бомбардировщик вспыхивает ярким пламенем и, ударяясь о землю, взрывается. В воздух взметнулись обломки лопастей. Следующая подожженная машина будто наталкивается на невидимое препятствие и переваливается через нос. Потом погибает еше один бомбардировщик, и еще один. Последний СБ группы падает прямо на деревню около аэродрома, после чего там целый час бушует пожар. У горизонта поднялись шесть столбов дыма - сбиты все шесть бомбардировщиков!" [73].

Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

Вероятно, советские самолеты сбило звено из III/JG51, причем их командир капитан Р. Леппла {R. Leppla) одержал две победы. В документах этой эскадры отмечалось, что к вечеру летчики соединения сбили 57 советских бомбардировщиков и 12 истребителей [74], а в отчете генерал-квартирмейстера люфтваффе указано об уничтожении в воздухе 93 советских машин, из которых 67 составляли хорошо известные немцам еще по Испании СБ [75]. При этом на четыре победы увеличили личные счета подполковник В. Мёльдерс, обер-лейтенанты К.-Г. Нор-дман (K.-G. Nordmann) и Г. Краффт (Я. Krafft), обер-фель-дфебель Г. Хёфемайер (//. Hoefemeier). Последний участвовал в перехвате группы С Б из 130-го бап, когда около 11 ч удалось поджечь юго-восточнее Седлеца 15 бомбардировщиков. В журнале боевых действий JG51 можно прочесть:

"Упрямство русских пилотов вошло в поговорку, они не уклонялись от огня зенитной артиллерии и не делали никаких защитных маневров, когда на них пикировали немецкие истребители. Их потери были огромными. Часто не удавалось уцелеть ни одному самолету из группы, участвовавшей в налете. Но они прилетали все снова и снова. Следует ли этим восхищаться как презрением к {110} смерти или качать головой из-за бессмысленности их жертвы? Это поведение - один из наибольших секретов русской души" [76].

...Истребители 10-й сад серьезно пострадали на аэродромах и не смогли надежно прикрыть свои бомбардировщики. 123-й иап до войны считался хорошо организованной и тактически сколоченной частью. Его командир майор Б.Н. Сурин был волевым человеком. Он первым освоил новый Як-1 и 22 июня несколько раз поднимался в воздух. В последнем, третьем вылете Сурин получил тяжелое ранение и разбился (по германским источникам, командирский Як-1 был сбит при взлете). Его полк продолжал до вечера самоотверженно защищать Кобрин... [111] Видимо, наименьшие потери в личном составе понес 33-й иап. Он лишился только лейтенанта СМ. Гу-димова. Буквально накануне войны в полк поступил приказ: подготовиться к смене материальной части. А в ночь на 22 июня, примерно в три часа утра, командиру полка майору Н.И, Акулину позвонили, якобы из штаба дивизии, и приказали: осветить аэродром. Командир усомнился в достоверности подобного указания и, как оказалось, не зря: никто такого приказа из штаба не давал. Не прошло и часа, как полк в полном составе вылетел отражать налеты на Брест. Успешно проведя воздушный бой, наши летчики готовились к следующему. В этот момент большинство самолетов стали жертвой "мессершмиттов". По свидетельству комдива-43 генерала Г.Н. Захарова, "штурмующие Вf109 не давали поднять головы, а когда ушли, 20 самолетов оказалось сожжено и выведено из строя" [79]. Поздним вечером личный состав полка на автомашинах убыл в город Пинск. Об атаках противником аэро- {112} дрома Пружаны, где базировался 33-й иап, дает представление табл. 2.4 [80].

АТАКИ НЕМЕЦКОЙ АВИАЦИИ АЭРОДРОМА ПРУЖАНЫ 22 ИЮНЯ 1941 Г.

Время атаки ---- Количество и тип самолетов ---- Часть, подразделение

6 ч 17 мин ---- 22 Не111, 7 Вf109 ---- II1/KG53, II/JG51

21 ч 20 мин ---- 25 Вf110 ---- II/SKG210

21 ч 31 мин ---- 17 Вf109 ---- St., II/JG51

21 ч 38 мин ---- 9 Вf109 ---- 4/JG51

Примечания.

1. Согласно документам 33-го иап, первую бомбардировку противник предпринял в 5 ч 55 мин, а при внезапном налете в 8 ч 50 мин 18 Вf109 и 40- минутной штурмовки полк потерял на земле 27 истребителей и 7 учебно- тренировочных машин.

2. По германским данным, наиболее результативным оказался последний налет поздним вечером, в котором немецкое подразделение возглавлял обер-лейтенант Э. Хохаген (Е. Hohagen).

Приведенный выше случай был далеко не единственным, когда одномоторные "мессершмитты" успешно применялись в роли штурмовиков. Всего 51-я истребительная эскадра уничтожила на земле в этот день 129 советских самолетов. Некоторые истребительные части больше самолетов уничтожили на земле, чем в воздухе. Так, группа II/JG51 сожгла на стоянках 63 машины, а в боях только 28. Немцы отмечают, что наиболее результативными оказались налеты на аэродром Пинск; якобы один только командир 3/KG3 обер-лейтенант Э.-В. Ириг (E.-W. Ihrig) {113} уничтожил за тот воскресный день 60 советских бомбардировщиков.

Бомбардировщик Ju88A № 886276, который пилотировал Ириг, вечером 22 июня был сбит огнем 298-го озадн в районе Пинска, стрелок погиб, а находившийся на месте штурмана командир I/KG3 майор Г. Хайнце {G. Heinze) получил ранение. Трое приземлившихся с парашютами немецких авиаторов скрылись в лесу и дождались прихода наземных войск вермахта. В течение 22 июня 298-й зенитный дивизион уничтожил еще один неприятельский самолет и два подбил.

Однако не следует недооценивать эффективность бомбоштурмовых ударов люфтваффе. В результате действий самолетов разных типов 10-я смешанная дивизия потеряла 180 самолетов из 231, а 11-я - 127 из 199 машин. Уже ко второму дню войны указанные соединения вместе с 9-й дивизией оказались небоеспособны и их пришлось вывести на переформирование, а 9-ю сад решили вовсе расформировать.

Источник: Дмитрий Хазанов. 1941. Горькие уроки. Война в воздухе. Москва, "Яуза", ЭКСМО, 2006.

Главная страница     Начало войны     Западный фронт.     Назад в раздел


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009