Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах...
Дивизия под командованием полковника Н.Г. Белова базировалась восточнее Бреста, в районе Кобрин - Пружаны - Пинск. В дивизии было четыре полка: 123-й ИАП (71 летчик, 61 самолет И-153), 33-й ИАП (70 летчиков, 44 самолета И-16), 39-й БАП (49 экипажей, 43 самолета СБ и 9 Пе-2), 74-й ШАП (70 летчиков, 62 самолета И-15 бис и 8 Ил-2).
Накануне начала войны и в этой дивизии произошло (точнее говоря - могло произойти) типичное загадочное событие. В 16 часов 21 июня - в то время, когда рев тысяч моторов выдвигающихся к Бугу немецких войск стал уже слышен невооруженным ухом, - командир 10-й САД получил новую шифровку из штаба округа: приказ 20 июня о приведении частей в полную боевую готовность и запрещении от- [503] пусков отменить! Полковник Белов пишет в своих воспоминаниях, что он даже не стал доводить такое распоряжение до своих подчиненных, но зачем-то же этот приказ был отдан?
В книге известного советского генерал-штабиста С.П. Иванова есть интересная фраза, возможно, дающая объяснение всем этим необъяснимым действиям командования ЗапОВО:
"...Сталин стремился самим состоянием и поведением войск приграничных округов дать понять Гитлеру, что у нас царит спокойствие, если не беспечность (а зачем он к этому стремился? неужели для того, чтобы "оттянуть" вторжение? - М.С.). Причем делалось это, что называется, в самом натуральном виде. В итоге мы, вместо того чтобы умелыми дезинформационными действиями ввести агрессора в заблуждение относительно боевой готовности наших войск, реально снизили ее до крайне низкой степени" (130).
Район базирования 10-й САД оказался прямо на острие главного удара самой мощной группировки вермахта - 2-й танковой группы под командованием Гудериана. Здесь же действовала самая крупная по численности (121 исправный "Мессершмитт"), да и самая боеспособная по числу многоопытных асов-истребителей эскадра JG-51, полностью перевооруженная на "мессеры" последней модификации Bf-109F. Кроме того, в полосе Брест - Кобрин вела боевые действия и истребительная группа I/JG-53, также вооруженная Bf-109F. Казалось бы, противостоять им на "Чайках" и "ишаках" было почти невозможно. Более того, район Бреста оказался той единственной точкой на карте огромного советско-германского фронта, где истребители люфтваффе имели значительное численное превосходство (по состоянию на 1 июня в 10-й САД было только 90 исправных истребителей).
Тем не менее, когда самый длинный день в году закончился, летчики эскадры JG-51 доложили всего лишь о 12 сбитых советских истребителях (63). На 5 сбитых истребителей (четыре "Чайки" и один И-16) претендуют пилоты I/JG-53. В то же время в журнале потерь люфтваффе за 22 июня 1941 г. мы обнаруживаем 8 упоминаний об истребителях эскадры JG-51, сбитых или поврежденных в районе Бреста: два [504] "Мессершмитта" уничтожены полностью (100%), три получили серьезные повреждения (60, 70 и 80%), три получили повреждения, исправимые в полевых условиях (20, 40, 40%). Сравнивая эти две цифры - 12 и 8, не надо забывать о том, что мы имеем дело с принципиально различными величинами: с одной стороны - число заявленных побед, с другой - признанных самим противником потерь. Тот же Белов в своих воспоминаниях утверждает, что истребители его дивизии сбили в первый день войны 30 немецких самолетов (всех типов, не только "мессеров" из эскадры JG-51).
С какой стати доклады немецких летчиков должны считаться более достоверными?
Главной "добычей" немецких истребителей стали советские бомбардировщики из состава бомбардировочных полков 13-й БАД и 3-го ДБАК, которые на протяжении всего дня атаковали переправы на Буге и немецкие аэродромы в районе Седльце и Бяла-Подляска. В результате практически полной потери управляемости, как в масштабе ВВС Западного фронта, так и внутри самих авиадивизий, истребители (в лучшем случае) защищали собственные аэродромы, а бомбардировщики летали на задания безо всякого прикрытия. Такая "тактика" не могла не привести к огромным потерям - никакие фронтовые бомбардировщики того времени, ни немецкие "Дорнье" и "Юнкерсы", ни советские СБ и ДБ не имели оборонительного вооружения, достаточного для эффективной самозащиты. В первый день войны летчики эскадры JG-51 заявили о 57 сбитых бомбардировщиках, о 16 сбитых бомбардировщиках доложили пилоты истребительной группы I/JG-53, В частности, примерно в 9.30 утра возле моста через Буг около деревни Мельник по докладам истребителей из JG-51 было сбиты 16 самолетов СБ. Указать принадлежность этих самолетов к какой-либо авиационной части немцы, разумеется, не могли. Попытаемся сделать это самостоятельно.
Теоретически эти СБ могли принадлежать 39-му полку 10-й САД. Однако это предположение противоречит тому, [505] что пишет бывший командир дивизии Белов и бывший начальник штаба 4-й армии (в оперативном подчинении которой была 10-я САД) Сандалов.
Как можно судить по воспоминаниям полковника Белова боевые действия 39-го БАП закончились еще ДО побоища в небе над Бугом:
"...С аэродрома 39-го БАП в 7 часов утра поднялась девятка под командованием капитана Щербакова... Немцы приняли наши бомбардировщики за свои. Девятка успешно выполнила поставленную задачу. Примерно через час (т. е. в 8-9 часов утра) на Пинск налетели 25-30 вражеских бомбардировщиков. Но на аэродроме были только поврежденные при первом налете машины (правда, в тексте нет ни одного слова про этот самый "первый налет"). Все исправные самолеты уже перелетели на другой аэродром..."
Какой именно аэродром - Белов не сообщает. Странно. Трудно ли было написать одно слово, тем более что множество других аэродромов в тексте названы "поименно"?
Генерал-полковник Л.М. Сандалов описывает эти же события совсем по-другому:
"...Около 10 часов утра, последующими ударами, немецкая авиация разгромила и бомбардировочный полк 10-й САД на аэродроме в Пинске, уничтожив почти все самолеты, в том числе и новые бомбардировщики Пе-2, которые не были даже заправлены горючим.
В полку осталось только 10 самолетов СБ..." (34).
Кому же верить, дорогая редакция? Командир дивизии пишет, что самое позднее в 9 часов утра полк уже перебазировался из Пинска на "другой аэродром". Начштаба армии заявляет, что в 10 утра как раз и произошло уничтожение почти всех самолетов 39-го БАП на аэродроме в Пинске. Белов утверждает (мы это цитировали выше), что не позднее 3 часов утра 22 июня в 39-м БАП получили сигнал боевой тревоги. Сандалов же объясняет потерю самолетов на аэродроме тем, что даже новейшие Пе-2 не были заправлены топливом. И это через 8 часов после объявления боевой тревоги? [506]
Идем дальше. Противник претендует только на 17 (из общего числа 105, не считая 20 Як-1) сбитых истребителей. Сбитых за весь долгий день 22 июня. А в Оперативной сводке штаба 4-й армии от 24 июня, подписанной полковником Л.М. Сандаловым, читаем:
"...10-я смешанная авиационная дивизия 22.6.41 г. понесла громадные потери (почти целиком уничтожены оба истребительные и штурмовой авиационные полки) в первой половине дня и участия в боевых действиях не принимала..." (10, стр. 149).
Наконец, во всех без исключения книгах советской поры указана одна и та же цифра потерь 10-й САД, а именно -180 самолетов. Что же это за самолеты? Где они были уничтожены?
В воздухе сбито не более 17 истребителей (скорее всего - еще меньше). Бомбардировщиков сбито - 0. Может быть, и не ноль, а 16. Кроме того, о восьми сбитых советских самолетах неизвестного типа и принадлежности заявили экипажи Me-110 из группы I/SKG-210. Если бы эти доклады соответствовали действительности, то число советских самолетов, уничтоженных в воздухе, соответствовало трем-четырем десяткам. С учетом же обычного 2-3-кратного завышения числа побед в воздушных боях, можно предположить, что 10-я САД потеряла в воздушных боях первого дня войны никак не более 15-20 боевых самолетов. В любом случае до числа 180 еще очень и очень далеко. Методом исключения приходим к тому, что по меньшей мере полторы сотни самолетов были потеряны на земле. Где, когда, при каких обстоятельствах?
Определенная ясность есть только с историей исчезновения 74-го ШАП. Н.Г. Белов пишет:
"...в 4 часа 15 минут аэродром 74-го штурмового полка подвергся налету авиации... 10 "Мессершмиттов" в течение нескольких минут расстреливали самолеты (обычно, в книжках советских историков, налет на "беззащитный аэродром" продолжается пару часов, но Белов - летчик, и так врать он не может, потому что знает, что боезапаса Bf-109F хватает на 50 секунд непрерывной стрельбы из пулеметов и 11 секунд - из пушки MG-151)... В результате все пятнадцать И-15 и два [507] Ил-2 были уничтожены...Оставшийся без самолетов (???) личный состав забрал документы, знамя и под командованием начальника штаба майора Мищенко (а где же командир полка?) убыл на восток..." (44, стр. 143).
Полковник Белов ушел из жизни в 1972 году. Спросить его - что значит "все пятнадцать", если их всех было 62 - уже невозможно. Не у кого и узнать, куда же делись шесть уцелевших Ил-2. Здесь необходима небольшая справка. Штурмовик Ил-2 считался в ту пору совершенно секретным вооружением Красной Армии. В.Б. Емельяненко в своих мемуарах (48) пишет, как в середине июня 1941 года его 4-й ШАП перевооружался на Ил-2. Сначала летчики изучали гидро- и электросхемы "самолета Н", который им не показали даже на картинке. Когда из Воронежа пригнали несколько первых "илов", то летчикам дали полюбоваться ими, а затем "военные с красными петлицами" (т.е. энкавэдэшники) зачехлили самолеты, опечатали завязки чехлов и выставили свою (!) охрану...
Понять события, произошедшие в 33-м ИАП, значительно сложнее. Но можно. Для этого надо внимательно прочитать описание разгрома, данное в четырех разных источниках.
Генерал-полковник Л.М. Сандалов, "Боевые действия войск 4-й армии...":
"Одновременно с артиллерийской подготовкой (т. е. на рассвете 22 июня) немецкая авиация произвела ряд массированных ударов по аэродромам 10-й САД. В результате этих ударов были сожжены... 75% материальной части 33-го ИАП на аэродроме в Пружаны вместе со всем аэродромным оборудованием..." 75% - это только на рассвете. Описывая события, происходившие около 10 часов утра, Сандалов утверждает, что "истребительные полки потеряли почти все самолеты и не могли выполнять боевых задач...".
Иную картину событий рисует бывший командир 10-й САД, полковник Белов:
'"...на аэродром в Пружанах налетело 20 "Хейнкелей". Они действовали под прикрытием небольшой группы Me-109. [508] В это время на аэродроме была (следовательно - могла понести потери) только одна эскадрилья. Она поднялась навстречу и вступила в неравный бой. Вскоре вернулись с задания остальные три эскадрильи (они прикрывали район Брест - Кобрин, где вели бои с бомбардировщиками противника) и также вступили в воздушный бой... Летчики рассеяли немецких бомбардировщиков, и те беспорядочно сбросили бомбы, почти не причинив вреда. В этом бою было сбито пять самолетов противника... (единственной в этом бою потерей, о которой пишет Белов, была гибель лейтенанта СМ. Гудимова, таранившего немецкий бомбардировщик) ...фашисты нанесли по аэродрому еще один бомбовый удар двенадцатью "Юнкерсами" Ю-88, вскоре - штурмовой налет двенадцати Me-109, минут через тридцать - еще один. В полку не осталось ни одного самолета, способного подняться в воздух... я приказал всему личному составу 33-го ИАП сосредоточиться на аэродроме в Пинске и ждать моих распоряжений.
К 10 часам фактически закончились боевые действия этого полка" (44, стр. 143). Из дальнейшего описания однозначно следует, что Белов имел в виду именно 10 часов утра.
Будущий маршал авиации Скрипко в те дни находился в районе Смоленска, за сотни километров от места гибели 33-го ИАП. Тем не менее, в его воспоминаниях появляется уже и "объективная причина" того, почему последний налет "Мес-сершмиттов" привел к таким огромным потерям:
"...в боевой готовности встретил войну 33-й ИАП, базировавшийся в 75 км от государственной границы, в районе Пружан. Летчики авиачасти неоднократно перехватывали большие группы фашистских бомбардировщиков Не-111 на дальних подступах к своему аэродрому... После одного из таких воздушных боев наши летчики вернулись на аэродром почти с пустыми топливными баками... В этот момент к аэродрому на малой высоте подошли, не замеченные постом ВНОС, 10 фашистских "мессеров". Они с ходу атаковали рулящие, заправлявшиеся топливом истребители, расстреливая их огнем из пушек, пулеметов. Противовоздушной обороны здесь не было, и нападение противника продолжалось более часа..." [509]
И вот описание тех же событий, выполненное на основании документов, составленных пунктуальными немцами:
"...в 21.20 четвертый штаффель (эскадрилья) истребительной эскадры JG-51 в составе девяти Bf-109F под командованием обер-лейтенанта Э. Хохагена атаковали стоянки самолетов 33-го ИАП на аэродроме Пружаны, затем в 21.31 и 21.38 подошли еще две группы "Мессершмиттов". По возвращении на базу немецкие летчики доложили об уничтожении на земле 17 советских самолетов..." (63).
Итак, потеря 75% матчасти после первого удара (версия Сандалова), успешное отражение первого удара и полное уничтожение всех самолетов полка последующими ударами противника к 10 часам утра (версия Белова) и, наконец, потеря на земле всего лишь 17 самолетов (39% от первоначальной численности) в 10 часов вечера. Привычное и столь любимое историками "на рассвете 22 июня" ("внезапное нападение", "мирно спящие аэродромы", "роковая ошибка Сталина") превратилось в 9.30 вечера. Часовая штурмовка аэродрома (технически абсолютно невозможная исходя из запаса топлива и боеприпасов на "Мессершмитте") превратилась в три отдельные атаки, произошедшие на протяжении 18 минут.
Свидетельства бывшего командира 10-й САД позволяют предположить - почему немецкие атаки вечером 22 июня оказались такими успешными. Если "всему личному составу" полка в 10 часов утра было приказано "перебазироваться в Пинск", то в 21 час 20 мин. на аэродроме в Пружанах уже никого не было. Никто никуда не "выруливал" и ничем не "заправлялся", а немцы доблестно штурмовали оставленные при отступлении самолеты. Примечательно, что даже и в этом случае (опустевший аэродром, отсутствие всякого противодействия) немцы отчитались всего лишь о 17 уничтоженных самолетах, в то время как Сандалов утверждает, что "истребительные полки потеряли почти все самолеты и не могли выполнять боевых задач".
Даже с учетом потерь первого дня войны в 33-м ИАП должно было оставаться 20-25 исправных самолетов. Мало? Конечно, мало. Меньше половины от штатной числен- [510] ности советского авиаполка. Но при этом - больше, чем насчитывалось к утру 24 июня 1941 г. в таких истребительных группах люфтваффе, как III/JG-27, II/JG-51, l/JG-3, II/JG-3, [I/JG-77, III/JG-77. Однако они-то продолжали упорно "выполнять боевые задачи"...
Ко всему вышесказанному остается только добавить, что книга Сандалова написана была не для пионервожатых и даже не для студентов-историков. Воениздат выпустил ее в 1961 г. с грифом "секретно", в качестве учебного пособия для слушателей военных академий. На ней воспитаны два поколения наших полководцев.
Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года. Москва, "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2006
Главная страница | Начало войны | Западный фронт.
|
Назад в раздел
|
|
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009