Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах...

Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

10-я САД

Дивизия под командованием полковника Н.Г. Белова базировалась восточнее Бреста, в районе Кобрин - Пружаны - Пинск. В дивизии было четыре полка: 123-й ИАП (71 летчик, 61 самолет И-153), 33-й ИАП (70 летчиков, 44 самолета И-16), 39-й БАП (49 экипажей, 43 самолета СБ и 9 Пе-2), 74-й ШАП (70 летчиков, 62 самолета И-15 бис и 8 Ил-2).

Современная карта. Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

Накануне начала войны и в этой дивизии произошло (точнее говоря - могло произойти) типичное загадочное событие. В 16 часов 21 июня - в то время, когда рев тысяч моторов выдвигающихся к Бугу немецких войск стал уже слышен невооруженным ухом, - командир 10-й САД получил новую шифровку из штаба округа: приказ 20 июня о приведении частей в полную боевую готовность и запрещении от- [503] пусков отменить! Полковник Белов пишет в своих воспоминаниях, что он даже не стал доводить такое распоряжение до своих подчиненных, но зачем-то же этот приказ был отдан?

В книге известного советского генерал-штабиста С.П. Иванова есть интересная фраза, возможно, дающая объяснение всем этим необъяснимым действиям командования ЗапОВО:

"...Сталин стремился самим состоянием и поведением войск приграничных округов дать понять Гитлеру, что у нас царит спокойствие, если не беспечность (а зачем он к этому стремился? неужели для того, чтобы "оттянуть" вторжение? - М.С.). Причем делалось это, что называется, в самом натуральном виде. В итоге мы, вместо того чтобы умелыми дезинформационными действиями ввести агрессора в заблуждение относительно боевой готовности наших войск, реально снизили ее до крайне низкой степени" (130).

Район базирования 10-й САД оказался прямо на острие главного удара самой мощной группировки вермахта - 2-й танковой группы под командованием Гудериана. Здесь же действовала самая крупная по численности (121 исправный "Мессершмитт"), да и самая боеспособная по числу многоопытных асов-истребителей эскадра JG-51, полностью перевооруженная на "мессеры" последней модификации Bf-109F. Кроме того, в полосе Брест - Кобрин вела боевые действия и истребительная группа I/JG-53, также вооруженная Bf-109F. Казалось бы, противостоять им на "Чайках" и "ишаках" было почти невозможно. Более того, район Бреста оказался той единственной точкой на карте огромного советско-германского фронта, где истребители люфтваффе имели значительное численное превосходство (по состоянию на 1 июня в 10-й САД было только 90 исправных истребителей).

Тем не менее, когда самый длинный день в году закончился, летчики эскадры JG-51 доложили всего лишь о 12 сбитых советских истребителях (63). На 5 сбитых истребителей (четыре "Чайки" и один И-16) претендуют пилоты I/JG-53. В то же время в журнале потерь люфтваффе за 22 июня 1941 г. мы обнаруживаем 8 упоминаний об истребителях эскадры JG-51, сбитых или поврежденных в районе Бреста: два [504] "Мессершмитта" уничтожены полностью (100%), три получили серьезные повреждения (60, 70 и 80%), три получили повреждения, исправимые в полевых условиях (20, 40, 40%). Сравнивая эти две цифры - 12 и 8, не надо забывать о том, что мы имеем дело с принципиально различными величинами: с одной стороны - число заявленных побед, с другой - признанных самим противником потерь. Тот же Белов в своих воспоминаниях утверждает, что истребители его дивизии сбили в первый день войны 30 немецких самолетов (всех типов, не только "мессеров" из эскадры JG-51).

С какой стати доклады немецких летчиков должны считаться более достоверными?

Главной "добычей" немецких истребителей стали советские бомбардировщики из состава бомбардировочных полков 13-й БАД и 3-го ДБАК, которые на протяжении всего дня атаковали переправы на Буге и немецкие аэродромы в районе Седльце и Бяла-Подляска. В результате практически полной потери управляемости, как в масштабе ВВС Западного фронта, так и внутри самих авиадивизий, истребители (в лучшем случае) защищали собственные аэродромы, а бомбардировщики летали на задания безо всякого прикрытия. Такая "тактика" не могла не привести к огромным потерям - никакие фронтовые бомбардировщики того времени, ни немецкие "Дорнье" и "Юнкерсы", ни советские СБ и ДБ не имели оборонительного вооружения, достаточного для эффективной самозащиты. В первый день войны летчики эскадры JG-51 заявили о 57 сбитых бомбардировщиках, о 16 сбитых бомбардировщиках доложили пилоты истребительной группы I/JG-53, В частности, примерно в 9.30 утра возле моста через Буг около деревни Мельник по докладам истребителей из JG-51 было сбиты 16 самолетов СБ. Указать принадлежность этих самолетов к какой-либо авиационной части немцы, разумеется, не могли. Попытаемся сделать это самостоятельно.

Кликните мышкой чтобы увеличить изображение

Теоретически эти СБ могли принадлежать 39-му полку 10-й САД. Однако это предположение противоречит тому, [505] что пишет бывший командир дивизии Белов и бывший начальник штаба 4-й армии (в оперативном подчинении которой была 10-я САД) Сандалов.

Как можно судить по воспоминаниям полковника Белова боевые действия 39-го БАП закончились еще ДО побоища в небе над Бугом:

"...С аэродрома 39-го БАП в 7 часов утра поднялась девятка под командованием капитана Щербакова... Немцы приняли наши бомбардировщики за свои. Девятка успешно выполнила поставленную задачу. Примерно через час (т. е. в 8-9 часов утра) на Пинск налетели 25-30 вражеских бомбардировщиков. Но на аэродроме были только поврежденные при первом налете машины (правда, в тексте нет ни одного слова про этот самый "первый налет"). Все исправные самолеты уже перелетели на другой аэродром..."

Какой именно аэродром - Белов не сообщает. Странно. Трудно ли было написать одно слово, тем более что множество других аэродромов в тексте названы "поименно"?

Генерал-полковник Л.М. Сандалов описывает эти же события совсем по-другому:

"...Около 10 часов утра, последующими ударами, немецкая авиация разгромила и бомбардировочный полк 10-й САД на аэродроме в Пинске, уничтожив почти все самолеты, в том числе и новые бомбардировщики Пе-2, которые не были даже заправлены горючим.

В полку осталось только 10 самолетов СБ..." (34).

Кому же верить, дорогая редакция? Командир дивизии пишет, что самое позднее в 9 часов утра полк уже перебазировался из Пинска на "другой аэродром". Начштаба армии заявляет, что в 10 утра как раз и произошло уничтожение почти всех самолетов 39-го БАП на аэродроме в Пинске. Белов утверждает (мы это цитировали выше), что не позднее 3 часов утра 22 июня в 39-м БАП получили сигнал боевой тревоги. Сандалов же объясняет потерю самолетов на аэродроме тем, что даже новейшие Пе-2 не были заправлены топливом. И это через 8 часов после объявления боевой тревоги? [506]

Идем дальше. Противник претендует только на 17 (из общего числа 105, не считая 20 Як-1) сбитых истребителей. Сбитых за весь долгий день 22 июня. А в Оперативной сводке штаба 4-й армии от 24 июня, подписанной полковником Л.М. Сандаловым, читаем:

"...10-я смешанная авиационная дивизия 22.6.41 г. понесла громадные потери (почти целиком уничтожены оба истребительные и штурмовой авиационные полки) в первой половине дня и участия в боевых действиях не принимала..." (10, стр. 149).

Наконец, во всех без исключения книгах советской поры указана одна и та же цифра потерь 10-й САД, а именно -180 самолетов. Что же это за самолеты? Где они были уничтожены?

В воздухе сбито не более 17 истребителей (скорее всего - еще меньше). Бомбардировщиков сбито - 0. Может быть, и не ноль, а 16. Кроме того, о восьми сбитых советских самолетах неизвестного типа и принадлежности заявили экипажи Me-110 из группы I/SKG-210. Если бы эти доклады соответствовали действительности, то число советских самолетов, уничтоженных в воздухе, соответствовало трем-четырем десяткам. С учетом же обычного 2-3-кратного завышения числа побед в воздушных боях, можно предположить, что 10-я САД потеряла в воздушных боях первого дня войны никак не более 15-20 боевых самолетов. В любом случае до числа 180 еще очень и очень далеко. Методом исключения приходим к тому, что по меньшей мере полторы сотни самолетов были потеряны на земле. Где, когда, при каких обстоятельствах?

Определенная ясность есть только с историей исчезновения 74-го ШАП. Н.Г. Белов пишет:

"...в 4 часа 15 минут аэродром 74-го штурмового полка подвергся налету авиации... 10 "Мессершмиттов" в течение нескольких минут расстреливали самолеты (обычно, в книжках советских историков, налет на "беззащитный аэродром" продолжается пару часов, но Белов - летчик, и так врать он не может, потому что знает, что боезапаса Bf-109F хватает на 50 секунд непрерывной стрельбы из пулеметов и 11 секунд - из пушки MG-151)... В результате все пятнадцать И-15 и два [507] Ил-2 были уничтожены...Оставшийся без самолетов (???) личный состав забрал документы, знамя и под командованием начальника штаба майора Мищенко (а где же командир полка?) убыл на восток..." (44, стр. 143).

Полковник Белов ушел из жизни в 1972 году. Спросить его - что значит "все пятнадцать", если их всех было 62 - уже невозможно. Не у кого и узнать, куда же делись шесть уцелевших Ил-2. Здесь необходима небольшая справка. Штурмовик Ил-2 считался в ту пору совершенно секретным вооружением Красной Армии. В.Б. Емельяненко в своих мемуарах (48) пишет, как в середине июня 1941 года его 4-й ШАП перевооружался на Ил-2. Сначала летчики изучали гидро- и электросхемы "самолета Н", который им не показали даже на картинке. Когда из Воронежа пригнали несколько первых "илов", то летчикам дали полюбоваться ими, а затем "военные с красными петлицами" (т.е. энкавэдэшники) зачехлили самолеты, опечатали завязки чехлов и выставили свою (!) охрану...

Понять события, произошедшие в 33-м ИАП, значительно сложнее. Но можно. Для этого надо внимательно прочитать описание разгрома, данное в четырех разных источниках.

Генерал-полковник Л.М. Сандалов, "Боевые действия войск 4-й армии...":

"Одновременно с артиллерийской подготовкой (т. е. на рассвете 22 июня) немецкая авиация произвела ряд массированных ударов по аэродромам 10-й САД. В результате этих ударов были сожжены... 75% материальной части 33-го ИАП на аэродроме в Пружаны вместе со всем аэродромным оборудованием..." 75% - это только на рассвете. Описывая события, происходившие около 10 часов утра, Сандалов утверждает, что "истребительные полки потеряли почти все самолеты и не могли выполнять боевых задач...".

Иную картину событий рисует бывший командир 10-й САД, полковник Белов:

'"...на аэродром в Пружанах налетело 20 "Хейнкелей". Они действовали под прикрытием небольшой группы Me-109. [508] В это время на аэродроме была (следовательно - могла понести потери) только одна эскадрилья. Она поднялась навстречу и вступила в неравный бой. Вскоре вернулись с задания остальные три эскадрильи (они прикрывали район Брест - Кобрин, где вели бои с бомбардировщиками противника) и также вступили в воздушный бой... Летчики рассеяли немецких бомбардировщиков, и те беспорядочно сбросили бомбы, почти не причинив вреда. В этом бою было сбито пять самолетов противника... (единственной в этом бою потерей, о которой пишет Белов, была гибель лейтенанта СМ. Гудимова, таранившего немецкий бомбардировщик) ...фашисты нанесли по аэродрому еще один бомбовый удар двенадцатью "Юнкерсами" Ю-88, вскоре - штурмовой налет двенадцати Me-109, минут через тридцать - еще один. В полку не осталось ни одного самолета, способного подняться в воздух... я приказал всему личному составу 33-го ИАП сосредоточиться на аэродроме в Пинске и ждать моих распоряжений.

К 10 часам фактически закончились боевые действия этого полка" (44, стр. 143). Из дальнейшего описания однозначно следует, что Белов имел в виду именно 10 часов утра.

Будущий маршал авиации Скрипко в те дни находился в районе Смоленска, за сотни километров от места гибели 33-го ИАП. Тем не менее, в его воспоминаниях появляется уже и "объективная причина" того, почему последний налет "Мес-сершмиттов" привел к таким огромным потерям:

"...в боевой готовности встретил войну 33-й ИАП, базировавшийся в 75 км от государственной границы, в районе Пружан. Летчики авиачасти неоднократно перехватывали большие группы фашистских бомбардировщиков Не-111 на дальних подступах к своему аэродрому... После одного из таких воздушных боев наши летчики вернулись на аэродром почти с пустыми топливными баками... В этот момент к аэродрому на малой высоте подошли, не замеченные постом ВНОС, 10 фашистских "мессеров". Они с ходу атаковали рулящие, заправлявшиеся топливом истребители, расстреливая их огнем из пушек, пулеметов. Противовоздушной обороны здесь не было, и нападение противника продолжалось более часа..." [509]

И вот описание тех же событий, выполненное на основании документов, составленных пунктуальными немцами:

"...в 21.20 четвертый штаффель (эскадрилья) истребительной эскадры JG-51 в составе девяти Bf-109F под командованием обер-лейтенанта Э. Хохагена атаковали стоянки самолетов 33-го ИАП на аэродроме Пружаны, затем в 21.31 и 21.38 подошли еще две группы "Мессершмиттов". По возвращении на базу немецкие летчики доложили об уничтожении на земле 17 советских самолетов..." (63).

Итак, потеря 75% матчасти после первого удара (версия Сандалова), успешное отражение первого удара и полное уничтожение всех самолетов полка последующими ударами противника к 10 часам утра (версия Белова) и, наконец, потеря на земле всего лишь 17 самолетов (39% от первоначальной численности) в 10 часов вечера. Привычное и столь любимое историками "на рассвете 22 июня" ("внезапное нападение", "мирно спящие аэродромы", "роковая ошибка Сталина") превратилось в 9.30 вечера. Часовая штурмовка аэродрома (технически абсолютно невозможная исходя из запаса топлива и боеприпасов на "Мессершмитте") превратилась в три отдельные атаки, произошедшие на протяжении 18 минут.

Свидетельства бывшего командира 10-й САД позволяют предположить - почему немецкие атаки вечером 22 июня оказались такими успешными. Если "всему личному составу" полка в 10 часов утра было приказано "перебазироваться в Пинск", то в 21 час 20 мин. на аэродроме в Пружанах уже никого не было. Никто никуда не "выруливал" и ничем не "заправлялся", а немцы доблестно штурмовали оставленные при отступлении самолеты. Примечательно, что даже и в этом случае (опустевший аэродром, отсутствие всякого противодействия) немцы отчитались всего лишь о 17 уничтоженных самолетах, в то время как Сандалов утверждает, что "истребительные полки потеряли почти все самолеты и не могли выполнять боевых задач".

Даже с учетом потерь первого дня войны в 33-м ИАП должно было оставаться 20-25 исправных самолетов. Мало? Конечно, мало. Меньше половины от штатной числен- [510] ности советского авиаполка. Но при этом - больше, чем насчитывалось к утру 24 июня 1941 г. в таких истребительных группах люфтваффе, как III/JG-27, II/JG-51, l/JG-3, II/JG-3, [I/JG-77, III/JG-77. Однако они-то продолжали упорно "выполнять боевые задачи"...

Ко всему вышесказанному остается только добавить, что книга Сандалова написана была не для пионервожатых и даже не для студентов-историков. Воениздат выпустил ее в 1961 г. с грифом "секретно", в качестве учебного пособия для слушателей военных академий. На ней воспитаны два поколения наших полководцев.

Марк Солонин. На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года. Москва, "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2006

Главная страница     Начало войны     Западный фронт.     Назад в раздел


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009