ЯПОНИЯ
Повестка обсуждения: "Основные принципы дипломатических переговоров с Советским Союзом".
Заместитель министра иностранных дел Ямамото разъяснил точку зрения своего министерства по поводу документа "Основные принципы дипломатических переговоров с Советским Союзом" следующим образом:
Что получится, если мы будем вести переговоры с Советами, исходя из такого подхода? Япония не считает, что существует угроза Восточной Азии".
Оикава. Фактом является то, что в настоящее время Империя имеет два договора - о союзе и нейтралитете. Это сложная проблема. Нельзя ли вообще не упоминать Пакт о нейтралитете, а в случае переговоров заявить: "Давайте решать те проблемы, которые создают трудности во взаимоотношениях наших двух стран"? [649]
Тодзио (и некоторые другие). Тройственный пакт и Пакт о нейтралитете существуют одновременно. Однако с точки зрения международных отношений Тройственный пакт стоит на первом месте, а пакт о нейтралитете - на втором. На практике все, что мы должны сделать, это определить, как мы будем подходить к этому вопросу с точки зрения национальной политики и т. д.
Было решено, что общая линия будет следующей: можно заявить Советскому Союзу, что, если он будет строго соблюдать Пакт о нейтралитете и не будет создавать угрозу Империи на Дальнем Востоке, мы будем придерживаться Пакта о нейтралитете. Если же Советский Союз не будет соблюдать нейтралитет и не займет дружественной позиции или предоставит свои Приморские области или Камчатку третьей державе, Пакт о нейтралитете не будет иметь силы.
Затем состоялся обмен высказываниями между министром иностранных дел и начальником генерального штаба Сугияма по поводу сообщений о том, что некоторые части в Маньчжурии изготовились к наступлению. Сугияма отрицал это.
Печатается по: Кошкин А. А. Крах стратегии "спелой хурмы". Внешняя политика Японии в отношении СССР (1931-1945). М" 1989, с. 234-235.
1 августа 1941 г. координационный совет правительства и императорской ставки так и не принял никакого решения по обсуждаемой повестке дня: "Основные принципы дипломатических переговоров с Советским Союзом".
На очередном заседании этого важного государственного органа Японии продолжался обмен мнениями участников совещания по выработке основных принципов предстоящих дипломатических переговоров с СССР. Во время заседания вновь была поднята проблема советско-японского пакта о нейтралитете. В ходе обсуждения главный акцент был сделан на подыскание аргументов, которые ослабили бы негативные последствия для Японии, если она игнорирует положения советско-японского пакта о нейтралитете. Большинство участников совещания пришло к выводу, что предпочтение необходимо отдать Тройственному пакту, но также иметь в виду наличие Пакта о нейтралитете. Здесь же была сделана оговорка, что как тот, так и другой пакт должны рассматриваться с учетом интересов национальной политики Японии.
На данном совещании правительственных и военных чинов предполагалось окончательно сформулировать основные требования, которые будут предъявлены японским руководством Советскому Союзу по дипломатическому каналу. Проект комплекса таких требований для обсуждения на заседании координационного совета был разработан министерством иностранных дел Японии совместно с командованием сухопутной армии, при этом учитывалось тяжелое положение, сложившееся для Советского Союза на фронтах советско-германскоЙ войны. Предполагалось, что советское руководство в данной ситуации должно пойти на серьезные уступки Японии. Расчет был также направлен и на то, что, если Советский Союз откажется от выполнения заранее невыполнимых условий, Япония получит повод для оправдания готовящейся агрессии. Об этом был проинформирован германский посол в Токио, срочно телеграфировавший в Берлин, что японское правительство намерено предъявить СССР "решительные требования, которые советское правительство не сможет принять".
Именно предложенный министерством иностранных дел и командованием сухопутных войск Японии вариант требований к Советскому Союзу и был положен в основу решения координационного совета по обсуждаемому вопросу. Конспективное содержание принятого решения отражено в документе, однако оно чересчур завуалировано отражает предъявляемые СССР требования. Существо же этого ультиматума сводилось к следующему:
а) заставить советскую сторону прекратить помощь Китаю;
б) передать или продать Японии Северный Сахалин, Камчатку, советские территории к востоку от Амура;
в) до
[650
биться вывода советских войск со всей территории советского Дальнего Востока. При неукоснительном выполнении требований японской стороны Советский Союз должен был капитулировать еще до японского нападения.
Причем результаты, по планам японского руководства, должны были наступить после непродолжительных переговоров.
Выработанное на совещании решение военно-политическое руководство Японии условно назвало "концепцией дипломатии перед началом войны". Реализация этой концепции предусматривала два варианта:
а) "если в ходе непродолжительных переговоров будут достигнуты политические и стратегические цели, военные действии не будут начаты";
б) "в случае провала переговоров осуществить вооруженное выступление".
В документе имеется предостережение советского руководства о неприемлимости японской стороны возможного предоставления Советским Союзом "Приморской области или Камчатки третьей державе". В связи с чем появилось данное предупреждение? Дело в том, что после нападения Германии на СССР международная обстановка резко обострилась. О своей поддержке Советского государства в борьбе с агрессором заявила Великобритания, а затем в поддержку Советского Союза выступил и государственный департамент Соединенных Штатов Америки. После заключения 12 июля соглашения между СССР и Англией о совместной борьбе против Германии эти заявления перешли в практическое русло. Данное обстоятельство насторожило Японию. Но к наиболее неприятным для японского руководства можно отнести следующие сообщения из СССР и США: а) 30 и 31 июля 1941 г. И. В. Сталин принял личного представителя президента США Гарри Гопкинса; б) 2 августа 1941 г. в Вашингтоне состоялось решение о продлении между СССР и США Торгового соглашения. В этот же день там было объявлено об экономическом содействии Советскому Союзу со стороны США.
С учетом того, что отношения между США и Японией к этому времени обострились, в решении координационного комитета правительства и императорской ставки и упоминается о "третьей державе", под которой подразумеваются США.
После принятия решения об ужесточении дипломатического нажима на Советский Союз японское руководство дало указание министру иностранных дел Тоёда встретиться с советским послом и предъявить ультимативные требования. Такая встреча должна была состояться на следующий день - 5 августа 1941 г. Спешили, очень спешили японские милитаристы, чтобы как-то успокоить своего германского союзника.
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне, Cборник документов, том второй, книга 1, "Начало" 22 июня -31 августа 1941 года , М. 2000.
Главная страница | Угроза восходящего солнца |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009