Я из огненной деревни
Алесь АДАМОВИЧ, Янка БРЫЛЬ, Владимир Колесник.
Предисловие
Как рассказывал Алесь Адамович, в Белоруссии гитлеровскими карателями отрабатывались и проверялись в действии наиболее, с их точки зрения, эффективные способы уничтожения жителей хуторов и деревень. Вначале окружить деревню и всех согнать к месту казни или придти мирно, собрать под благовидным предлогом население,и только потом начинать жечь и расстреливать. Вариаций много, прочтите. А ведь не все рассказы недорасстрелянных и недосожженных - сами эти слова, если вдуматься, вселяют в сердце ужас - удалось поместить в этой книге. Что испытывает человек, которому приходится решать, кого из детей посылать первым на расстрел, кого вторым или третьм, а может идти самому первым? И неважно кто был в рядах карателей, свои полицаи из соседней деревни, полицейские батальоны из Латвии, Эстонии или Литвы или подразделения охранных дивизий СС. Авторы повести "Я из огненной деревни" в 1972 году рассказывали какие кровавые стычки происходили между односельчанами или соседями, когда вдруг на свадьбе или каком-либо празднике родственники расстрелянных обнаруживали "свои" рушники или другие, знакомые им предметы, у другой стороны. Эту повесть тяжело читать, от нее пахнет дымом и порохом, и просятся аналогии...
Книга "Я из огненной деревни", к чтению которой вы сейчас приступаете, обращена к вам. С ее страниц будут говорить с вами люди, чьи рассказы записаны дословно. Чтобы они не исчезли, чтобы они сохранились, трое белорусских писателей - Алесь Адамович, Янка Брыль и Владимир Колесник - четыре года ездили по деревням, которые во время войны вместе с жителями были уничтожены фашистами. Они записывали рассказы людей на магнитофонную ленту. Таких деревень, сожженных вместе с людьми заживо в Белоруссии более 600. А людей, говорящих со страниц этой книги, уцелевших, вырвавшихся из огня, более трехсот. Смерть каждого из них мало изменила бы общее число наших потерь в Великую Отечественную войну, которые определены цифрою в 20 миллионов человек. Но жизнь каждого из нux - чygo. И чудо, что они выжили. Потому что сильнейшая по тому времени машина уничтожения - фашизм была приведена в действие и действовала планомерно, беспощадно и целенаправленно, чтобы и этих людей не стало, чтобы ни одного свидетеля преступлений не сохранилось.
Люди старшего поколения хорошо знают, что судьба каждого из тех, о ком здесь рассказано, могла, стать их судьбой. Люди младшего поколения, для кого Отечественная война - история, должны знать, что если бы та страшная машина не была остановлена, разгромлена нашим народом и уничтожена, ux пpocтo не было бы сегодня на земле.
Сразу же после нападения фашистской Германии на Советский Союз Гитлер так определил дальнейшую судьбу всех наших народов - он мнил, что отныне его волей определяется наша судьба:
"…держать их на возможно более низком уровне культуры… Наш руководящий принцип должен заключаться в том, что эти народы имеют только одно-единственное оправдание для своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении".
Вы можете заметить, в частности, что тут и слова нет об использовании культуры, великой духовной культуры, созданной русским народом, созданной всеми народами, населяющими Советский Союз. Культура не могла быть полезна фашизму, потому что фашизм и культура несовместимы. Начав с уничтожения книг, фашизм закончил уничтожением людей и народов.
В 1942 году, когда фашистские армии вышли к Волге и победа казалась им близка, Борман заявил: "Славяне должны на нас работать. Если они нам более не нужны, они могут умереть. Поэтому обязательные прививки и медицинское обслуживание немецкими врачами представляются излишними. Рост славянского населения нежелателен".
А вот программные заявления Гиммлера:
"Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписываться, внушение, что божеская заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным..."
"Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха. Мы возьмем от других наций ту здоровую кровь нашего типа, которую они смогут нам дать. Если в этом явится необходимость, мы будем отбирать у них детей и воспитывать в нашей среде. Вопрос о том, процветает ли данная нация или умирает с голоду, интересует меня лишь постольку, поскольку представители данной нации нужны нам в качестве рабов для нашей культуры. В остальном их судьба не представляет для меня никакого интереса".
Как все это, запланированное, осуществлялось в Белоруссии, рассказывают со страниц книги "Я из огненной деревни" люди, пережившие нечеловеческие испытания. Их рассказы - это память народа, это голос народа, обращенный к человечеству.
За три десятилетия, минувшие с тех пор, не только целые поколения ушли из жизни, но еще больше поколений родилось, входят и уже вошли в зрелый возраст. Ныне большинство жителей планеты составляют люди, для которых минувшая война - история, переданная во многих странах не всегда правдиво, иной раз заведомо ложно.
Опросы молодежи, проведенные Институтом Гэллапа в Америке, показали поразительные вещи. Так, например, 9% опрошенных студентов (студентов!) заявили, что во второй мировой войне фашистская Германия и Советский Союз были союзниками и вместе воевали против США.
В ФРГ (и не только там!) отмечен подогреваемый интерес к личности Гитлера. Об этом омерзительнейшем палаче миллионов пишут как о тонкой натуре, художнике и т. п. Выходят огромными тиражами мемуары - самовосхваления уцелевших палачей, которым сохранили не только жизнь, но и состояния, недвижимость. На процессах, проходивших в ФРГ над фашистскими преступниками, в среднем (это подсчитано!) убийцам назначали за одну погубленную душу срок заключения, равный секунде.
Смею утверждать, что даже наша молодежь не всегда представляет себе то, что нес с собой фашизм, хотя и распространено повсеместно убеждение, что все давно уже знают всё.
Миру известны Орадур и Лидице, но мир, по сути дела, ничего не знает о шестистах белорусских Хатынях. А это ведь лишь часть бедствия, которое пережил наш народ. Это часть тех жертв, которые были принесены нашим народом во имя победы..
А в то же время попытки любым путем реабилитировать фашизм, гитлеризм нередки на Западе и сегодня. В книге А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника приведено заявление западногерманского профессора Пфеффера - одно из многих заявлений подобного рода, что гитлеровцы оставили "неплохую память о себе у советского народа".
"Я из огненной деревни" - вот подлинная народная память о фашистском нашествии. Книга исключительно современна.
"Я пришел к выводу, что данные о тяжких испытаниях Белоруссии выходят за пределы моей способности постичь и осознать трагическое,- пишет американский журналист Майкл Давидов.- Четвертая часть ее населения убита и восемьдесят процентов ее территории превращено в пепел. Как представить такое? Это аналогично трудно представляемой картине: более пятидесяти миллионов американцев убито, и вся наша страна разрушена, за исключением ее восточного побережья".
Нужно, важно, чтобы такая "трудно представляемая картина" встала перед глазами людей тех стран, которые были заслонены нашей страной, как щитом, от фашистского нашествия.
И все же понять и представить нелегко.
"Что же это было?" спрашивают даже тe, кто сами все это пережили и видели. Потому что они люди, а человеческий разум не может ни вместить этого, ни смириться.
"Что же это было?" - спросят многие из тех, кто эту книгу прочтет.
Это был фашизм.
"Милитаристы всех времен, - пишет один из основателей современной этологии, лауреат Нобелевской премии профессор Конрад Лоренц,-отлично знают, что лучший способ искоренить внутренний протест против убийства врага - это убедить свой народ, будто враг коренным образом отличается от этого народа. Выражаясь языком биологов, эти пропагандисты норовят убедить нас, будто враг принадлежит к совершенно другому биологическому виду. На этом принципе зиждутся вся националистическая изоляция, вся расистская пропаганда".
Именно на этом принципе строилась фашистская человеконенавистническая расовая идеология. Были не только попраны все моральные нормы, но были сняты запреты, которые дарованы природой всему живому. И вот орды, освобожденные от совести и жалости, полагавшие себя безнаказанными, хлынули на мир.
Ни одно время, ни одно государство, ни один народ не гарантированы от выродков. Но тут речь о выродках, которые были признаны столпами режима и государства. Речь о вырождении всех моральных норм.
Имя этому вырождению - фашизм.
То, что случилось в белорусских Хатынях, ждало миллионы и миллионы, ждало весь мир, если бы фашизм победил. Вырождение постигло бы и "расу господ"-германский народ. Это убедительно показано авторами книги.
Книга "Я из огненной деревни" далеко выходит за рамки обычного литературного труда. Записав и собрав воедино бесценные свидетельства, Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник исполнили сыновний долг. Они рассказали о трагедии и беспримерном мужестве народа, об отчаянии и ни с чем не сравнимой силе духа.
Эта книга - память народа. И памятник.
В сознании наших людей Белоруссия времен Отечественной войны навсегда останется партизанской республикой. Всенародным был здесь размах партизанского движения. Вместе с белорусами сражались против фашистов сыны всех народов нашей многонациональной Родины. Никогда мы не узнаем всех подвигов, никогда не исчислим всего урона, причиненного врагу, что бы ни говорили дошедшие до нас цифры. Потому что решающим для победы над врагом является не только количество пущенных под откос эшелонов, уничтоженных оккупантов, сожженных автомашин, но и сила духа сражающегося народа.
Точно так же никогда не узнаем мы, сколько людей, десятков, сотен тысяч детей, взрослых, стариков было спасено партизанами. Да об этом и сами спасенные не всегда знают. Ведь одно лишь присутствие крупного партизанского соединения нередко не давало фашистам возможности провести запланированную карательную экспедицию.
В июне нынешнего, 1974 года встретились двести тридцать уже немолодых людей, бывших воспитанников детского дома. Весь этот детский дом был обречен фашистами на уничтожение. И все дети были спасены партизанами.
В документальном очерке В. Сергеева "Партизанская республика", начало которого публикуется в этой книге журнала "Октябрь", указано, в частности, что в одном из районов Пинской области партизанами было спасено от уничтожения около двухсот жителей. Можно было бы привести цифры и по другим районам и областям Белоруссии, свести их вместе. И все же, хотя цифры эти внушительны, подумаем просто о том, что живут сегодня среди нас спасенные люди, живут дети, внуки этих людей. А ведь спасать приходилось иной раз ценою собственной жизни. Подумаем об этом.
Каждый человек несет в себе черты характера своего народа, без каждого из нас народ бедней, потому что из нас он состоит. И каждый подвиг в эту войну был частью великого всенародного подвига, спасшего мир.
Есть уже целая литература о подвиге нашего народа в Великую Отечественную войну - и художественная и мемуарная. Достойное место в ней занимает литература о партизанской борьбе с фашизмом. Но вместе взятая, вся она не исчерпывает величия подвига.
В очерке В. Сергеева "Партизанская республика" приведены новые свидетельства партизан, многие не публиковавшиеся ранее документы.
Но документы могут храниться, а люди не вечны. В первые годы после войны всё настолько еще было перед глазами, настолько в памяти, так хотелось скорей застроить развалины, стереть след бедствий, что несвоевременной казалась сама мысль собирать и сохранить свидетельства. С тех пор столько людей ушло, и столько ушло вместе с ними. И уходят, уходят из жизни, унося с собой память о подвиге народа. Это невосполнимо.
Сыновний долг живущих - собрать и записать с той же тщательностью, бережностью, как это сделали трое белорусских писателей - Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник,- собрать живые рассказы живых участников великой нашей всенародной борьбы. Это нужно сделать для живущих ныне, для тех, кто будет жить после нас. Собрать все, что не утратила память. Свидетельствам этим нет цены.
Отделенный от нас тремя минувшими десятилетиями, тогда уже знавший, что увидеть будущее ему не суждено, Юлиус Фучик обращался к грядущим поколениям:
"Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!"
Никто из нас не в силах изменить прошлое. Но мы должны знать прошлое, помнить, потому что в наших руках будущее. В руках каждого из нас.
Григорий БАКЛАНОВ
Главная страница | Каратели |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009