Алесь АДАМОВИЧ, Янка БРЫЛЬ, Владимир Колесник
Я из огненной деревни
часть 6
Главы из одноименной книги. Полностью на белорусском и русском языке книга вышла в Минске, в издательстве "Мастацная литература" в далеком уже 1975 году.
Чингисханы с телеграфами
"...Я буду так рассказывать. Мы жили: свекор, свекровь и золовка. У золовки уже дети были, и у меня дети были. Свекор запряг коня и нас отвез в лес. А свекровь осталась одна-одной в хате. Сама она осталась, потому как была уже старая и немощная.
Поехал свекор из лесу поглядеть, а ее уже в хате нема...
А они взяли ее да бросили в колодец, небольшой такой был. Живую. У нее была вот тут, в голове, дырка пробита, как она головой упала. И они, какие были у нас в хате шмотки, все в тот колодец покидали: и постилки, и польта, и подушки - все на нее покидали в колодезь. И такое было бревно дубовое, дак они им сверху те шмотки притиснули, чтоб они не всплыли. И была повозка такая, два по два колеса, дак они всадили ее туда, в колодезь, а тогда взяли и землей замуровали - нигде ничего не видно, одно колесо торчит...
Три недели пролежала, как один день. В воскресенье ее бросили и в воскресенье мы ее откопали".
Ганна Капшай, деревня Погулянка, Речицкого района, Гомельской области.
"...Это было рано, их еще немцы стреляли на постелях. Одного, Денисова Макара, семнадцать раз стреляли - в ноги, в руки, пока это насмерть убили. И всех остальных стреляли не сразу. Убивали, чтоб больше мучился".
Алина Степанова, деревня Ровное, Шумилинского района, Витебской области.
"...Маму мою, свекровь, перехватил в окне. И как начал обухом бить!.. Она до этого под печку забилась и там сидела до самого вечера. А потом в окно полезла, удирать. А он - обухом. Топором, обухом в плечи. Она завалится, поднимется, а он снова..."
Устинья Волкова, деревня Жары, Ушацкого района, Витебской области.
"...Меня три раза на ступу клали. Плечи мои были черные, как котел. Видели люди. Ну, такая была ступа, где раньше крупу толкли. А они ту ступу перевернули, тебя грудью на нее положат, а руки назад, накрест, и бьют. Три раза клали и били. "Где партизаны?" Загнали нас в хату. Передо мною шесть человек убили. Что они ни делали, на ступу положат, головой к порогу. Вырезали тело... Железо раскаляли и прикладывали... Шесть человек убили передо мной. Годов по пятнадцать-шестнадцать. "Партизаны! Вы нам спать не даете!" И били...
Я чуть живая была. А когда уже опомнилась, гляжу: разбегаются люди, хаты горят..."
Мария Гладыш, деревня Мосар, Ушацкого района, Витебской области.
"...Из нашей деревни поймали девушку. Они над нею надругались. На кладбище потом нашли ее. Уже неживая лежит и конфета... в зубах... А другую убили в саду. Вот так лежит---навзничь, присыпана,-после мы осмотрели. Платье все порвано на ней..."
Ганна Дядела, деревня Видоки, Верхнедвинского района, Витебской области.
Старухе, которая это рассказывала, за восемьдесят годов, она лежала в кровати, уже совсем немощная. Дочь ее Барбара Ясюкевич и соседка Наталья Подгайская, которые хорошо помнят те дни, уточнили шепотом про ту конфету... Бабуся не смогла сказать: по душевной деликатности или из-за уважения к памяти бедной мученицы.
"...Как она кричала! Все млели. Тут же вот, в байне (баня- диал.) был такой большой гвоздь, сантиметров, може, двадцать. Дак они взяли тот гвоздь да ей в груди... Самокованным гвоздем - в груди...
А тетку мою на штыках подняли..."
Ганна Грибовская, деревня Латыгово, Верхнедвинского района, Витебской области.
"...А еще и до боя издевались: и вилами пороли, и ногами ходили, и били - ой!.. Детей малых били, по живым ходили... А некоторые знали, что немцы яйки любят, несет которое дитя ему яичек да просит, чтоб не убили. А он как даст ему ногою, дак оно и перекувыркнется - и с ногами по нему пошел..."
Мария Скок, деревня Павловичи, Слонимского района, Гродненской области.
Так фашистские варвары терзали, мучили, истязали людей. Не всегда убивали "примитивно" - душили, затаптывали до смерти, жгли. Эти звери пользовались и первоклассной современной техникой.
Были мины.
Рассказывает бабуся Акушевич Александра Наумовна, деревня Столпище, Кировского района, Могилевской области.
"...Там было человек двести из разных деревень. В камере. Со мной две девочки, племянницы. А наши самолеты налетели. Дак немцы нас и заминировали. Постреляли и заминировали.
А я была неубитая. Ранена в обе ноги. В одну попало, и эту переломало. Дак я притворилась как убитая. Так вытянулась. Кровь на мне - тех, что убиты...
Один нас стрелял из автомата, а другой светил. А потом поглядели, что все убитые, и принес это... И кладет.".. А я думала, это, може, какая бляха, - я ж не знала, что это мина.
Ну, мы уже лежим. И еще со мной было две, так само не убитые: одна женщина и моя племянница, меньшенькая. Женщина встала и говорит:
- Знаешь, они отступают!
. А я говорю:
-- Лежите молча. Будем молчать.
Дак она на чердак залезла.
Ну, а я уже лежала, пока наши пришли.
Слышу: двери открыли. Открыли, поглядели и пошли. Это уже наши - красные. Я стала ойкать, стала звать. Одна женщина с ними была, она через порог голову и говорит:
- Ой, оечки! Женщина живая!.. Мамаша, не становитесь на провод, у вас тут заминировано!
Они на порог взошли, заплакали. Наши уже. А я девочку разбудила, которая живая, меньшую. Она спала. Пять годов ей было. Наши ее позвали:
- Долечка, иди к нам!
А она:
- Отойдите, немцы! Вы мою мамку убили, я к вам не пойду. Дак солдаты ее взяли как-то через мину. Мина ж лежит!.. Я только слышу, что они говорят про это. Лежу и трясусь. Они говорят;
- Подай, мамаша, руки и скинь убитых с себя.
Как же я их скину!..
Один взялся за меня, а той взялся за этого, а третий снова за этого - и давай тянуть. Как потянет, дак эта нога, что переломана, - в эту мину, в этот провод. Как в провод, дак эта мина - хлоп! Разорвалась. Тех всех и поранило, трех. А я уже кричу:
- Ноги поотрывало!
Я воды прошу, а он говорит;
- Воды нету.
Они ее поотравили, немцы.
- Нет, мамаша, - говорит мне, поглядевши, - ваши ножки целы.
- Перевязали меня, и тех солдат, и нас повезли..."
Было радио.
Оно не только помогало карателям координировать их работу, оно их и веселило.
В деревне Святая Воля, Исвацевичского района, Брестской области, Авдотья Ермолович, в войну быстрая девчонка Дянка, а теперь сама уже мать, вдова с малыми неслухами, рассказывала нам про этакое веселье. Женщина плакала, вспоминая, как они, несколько малышей, спрятались в деревянном срубе пустого, почти доверху засыпанного колодезя, обросшего высоким быльняком, и слышали крик, и плач, и стрельбу наверху, в деревне, где остались их мамы, бабуси, братики и сестрички.
Немцы включили в своей машине радио, оно гремело музыкой, орало песни. Хлопчики подсадили Дянку, и она, выглянув из колодезного сруба, увидела - она до сих пор это видит, - как фашисты, одних людей постреляв, мыли в большой бадье руки, вытирали их белыми рушниками, а потом снова начинали расстреливать.
А радио их веселило...
Были самолеты.
О поединке старенькой, немощной женщины с боевым самолетом "люфтваффе" рассказывала нам Зинаида Путронок, секретарь сельсовета в деревне Берковичи, Верхнедвинского района, Витебской области. Тогда ей было девять лет, и жила она в родной деревне Волки, где и произошел тот поединок.
"...Не успели мы до этого леса доехать, как налетела вторая партия самолетов и начали жечь хаты. Какой-то жидкостью. Ворошилова бабуся, ее сын теперь в Мирском районе проживает, а тогда был на фронте, семья большая была, было семеро детей... Она осталась одна и до последнего свою хату защищала. Они три раза поджигали, а она все песком три раза тушила... Ну, потом она уже не смогла. Низко-низенько самолет спустился и подпалил. И она уже была обгоревши, сил не было, и она пошла. У нас называлася такая Старосека - лес. А деревню всю нашу спалили..."
В деревне Лозки, Калинковичского района, Гомельской области, убито 476 человек. Там против стариков, детей, женщин и всех других невооруженных, мирных людей был использован бронепоезд. 22 июня 1942 года. Это было очень удобно: лесная деревня растянулась у самой железной дороги, на автоматный выстрел от нее.
Рассказывает Катерина Даниловна Крот, которая была тогда молодой девушкой.
"...Ну, я в тот день... У меня сестра была и батька, матери не было. Мы жили втроем...
Не могу я рассказывать... (Плачет.)
Тогда я с сестрой была на работе. Стрельба открылась. Слышим: поезд идет, стрельба открылась. Мы пришли домой...
Вот характер - говорить не могу..."
Она прикусывает губу и умолкает, чтоб не расплакаться снова.
Хозяйка хаты, в которой мы сидим, Вольга Века, немного старше рассказчицы, сама пережила ту жуткую "стрельбу". Кроме того горя, общего для всей деревни, есть у нее еще и недавнее, уже только свое: погиб единственный сын. Электромонтер. Тянул высоковольтную линию, и на него упал столб. Фото веселого, бравого парня увеличено вместе с давнишним фото матери, когда она, Вольга Иосифовна, и сама была молодая, веселая. Этот сдвоенный портрет, будто снимок счастливой пары или дружных сестры и брата, висит в простенке под вышитым рушником. А хозяйка стоит, прислонившись спиной к холодной белой кафельной печке, заложив за спину руки, и на плач подруги, умудренная давним и новым горем, говорит:
- Ты не плачь. Потерпи. Надо терпеть.
О, как же он это умеет, наш народ!..
Подруга успокаивается понемногу и уже рассказывает снова:
"...Там этот конец, где людей били, уже горел полностью. Уже деревню жгли с поезда. Нас на улицу повыходило, може, человек пятьдесят...
И вот собрали нас и ведут прямо в тот огонь. Мы просимся, а они нас через улицу ведут во двор и уже там хлев подпаливают. И так мне хочется и так же мне хочется утечь!.. Один раз я попробовала. Жито было посеяно около самой улицы, дак я хотела туда, а немец заметил, крикнул и винтовку наставил. И я пошла. Идем, идем, а там, где уже они жгли, сильно много немцев видать. Дошли мы до середины, где уже мы жили, семья наша, а тут стояла хата несгоревшая и огороженная, как и надо. И подружка шла со мною. Дак она говорит:
- Давай сюда удирать!
А на эту сторону ветер клонил, дак все погорело, и садов не осталось. А иду я, може, метров десять впереди. А потом вот так оглянулась назад. Та девушка побежала сюда, а я сюда. Те два немца - они меня не заметили, и третий не заметил. Я и побежала во двор, а там уже в картошку, в жито и поползла.
А тех всех повели.
Я отползла так от деревни и лежу в жите, думаю: "Что ж они там будут с ними делать?" Правда, я далековато была от них, оттуда, где их там жгли, метров, може, четыреста, а може, и больше. Лежу я и слушаю, а их там из автоматов: та-та-та-та-та - строчат, строчат из автоматов, как завели уже в хату. Лежу я, лежу, а потом вижу: горит уже вся деревня.
А поезд так и ходил по пути: сюды-туды, сюды-туды. Как он бил по селу! Из пулеметов да из всего. Аж то жито косит!..
А я в борозде лежу. Потому что я слышала, мужчины говорили, как на войне - в ямку надо. Лежу я к пути головою, а поезд, кажется, катится в ногах. Так перепугалась, что не чувствую ничего. Лежала я, лежала, уже темнеет. Слышу: машины загудели на Василевичи. И поезд ушел. Тот, что стрелял.
Я тогда в жите встала, вернулась на свою усадьбу и покликала, може, где кто есть. А никто не отзывается, только скот ревет, да коты мяукают, да собаки лают... Куда ж деваться, куда идти?.. Пойду я заберу то барахло, что бросила, и пойду в лес.
Подхожу я туда - добро лежит, а людей нема, и уже темнеет. Встретила двоюродную сестру, и она сказала мне, что людей пожгли..."
Бронепоезд - боевая техника. Фашисты приспособили ее для убийства мирного населения.
Была и специальная техника...-
Рассказывает Дарья Гусак из деревин Костюковичи, что в тридцати километрах от Мозыря.
Люди из села были выгнаны на берег Припяти, что и в те страшные дни спокойно плыла себе в свою вечность по раздолью долины.
"...Нас, партизанские семьи, - рассказывает Дарья Нестеровна, - поставили на берегу отдельно. Мужчин и женщин отдельно. Еще у меня сестра была, с двадцать четвертого года. Мать попросила одного полицая:
- Мой дорогонький, ты моих этих девок забери куда-нибудь, все равно нам уже могила.
Дак он нас двоих взял туда, где собирали отправлять в Германию.
Как мы уже шли, дак видели: разбирали в деревне колодези, уже подготовляли их на людей... А эти душегубки, знаете, еще только подъехали. Такие они, как вот ездят наподобие кузни у нас. Из МТС. Только у этих цвет темно-зеленый, а там, как бы вам сказать, салатовый. Такие какие-то ковылюги. Их две было: одна на берегу, а другая уже тут, подъехавши к колодезю.
Они, знаете что, сидели на берегу, мужчины, их посадили в ряд по шесть человек... Один еще оглянулся так - это Гриша Адамовский, - а немец подошел и прикладом как даст сюда, по шее, дак он вот так повесил голову, и кровь пошла из носа, изо рта. И он больше не поднял головы.
У меня мать и отец остались там..."
Некий Иван Рачицкий, черная душа, помогал карателям распознавать в толпе костюковичевцев партизанские семьи и тех, кого он считал помощниками партизан.
"...Дак одних оставляли, а других выводили, - рассказывает еще одна тетка, значительно старше, Дарья Миновна Карась. - А тех, которых оставили, а потом убили, - тем говорили, что их повезут катерами. Только их не повезли катерами, а четыре колодезя напихали. Вот в этом одни мужчины, в этом одни детки. Там два колодезя - одни женщины... Они поделили их.
Как приезжала наша комиссия, русская, раскапывали. Дак тут одни мужчины. Голые, голые! Раздевали их. Отец один пришел, сына своего узнал, он наверху был, и похоронил на кладбище. Целенькие все были. непосгорбленные и ничего. Словом, они травили. Если бы кидали живьем, дак человек корчился бы, гнулся бы в воде, а то они целенькие, ровненькие. Лежали, как их побросали, так и лежали..."
Каратели старались, чтобы их работа была сделана "чисто", чтоб никто посторонний не видел. На берегу Припяти людей сажали в те "салатовые автобусы", в каждом из которых помещалось до шестидесяти человек, а по дороге их душили выхлопным газом, около колодезей хозяйственно раздевали и голых бросали вглубь. Все делалось исправно и тихо. Видела ведь Дарья Гусак, когда ее гнали мимо, как готовили колодези, видела и тот "салатовый автобус"... Видела, однако не поняла, что тут к чему, и разобралась только значительно позже, когда над теми карателями, которым не удалось удрать или замести следы, состоялся суд.
Определение "Чингисхан с телеграфами" принадлежит А. И. Герцену. В середине минувшего столетия он назвал так варваров, вооруженных не только саблями да луками, но и телеграфами, пароходами, железными дорогами, ружьями Минье и ракетами Конгрева...
Уничтожая мирное население, фашистские чингисханы пользовались еще более совершенной техникой. Были у них автоматы, мины, автомобили, радио, бронепоезда, самолеты и суперновинки, например, их изобретение - Sonderwagen - душегубка, подвижная помощница концлагерных газовых камер.
Альберт Шпеер, министр вооружения и военной промышленности "третьего рейха", отсидев двадцать лет, отмеренных ему на Нюрнбергском процессе, написал "Воспоминания". В этой книге о своем друге и фюрере он говорит так:
"Гитлер был первым, кто сумел применить технологию для целей массового уничтожения".
Сколько мук, сколько ужасающей античеловечности стоит за словами этого компетентного свидетельства!..
Главная страница | Каратели |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009