Как уже отмечалось, оккупированные немцами территории Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины были включены большей своей частью в состав рейхскомиссариатов "Остланд" и "Украина" - крупных политико-административных образований, находившихся в ведении германской гражданской и полицейской администрации, представленной соответственно ведомствами А. Розенберга (министерство по делам оккупированных восточных территорий) и Г. Гиммлера (полиция и СС). В силу этого обстоятельства ресурсы западных областей Советского Союза, в том числе и людские, оказались самым широким образом вовлечены в военные усилия Третьего рейха. Более полумиллиона представителей народов этих областей служило в рядах германского вермахта, войск СС, местной вспомогательной полиции и других вооруженных формирований.
Возникновению на Украине, в Белоруссии и Прибалтике таких формирований в значительной степени способствовал национальный фактор и события не столь отдаленного прошлого. В 1939-1940 гг. в соответствии с советско-германскими соглашениями населенные украинцами и белорусами восточные районы Польши, а также три прибалтийские республики были присоединены к СССР и подвергнуты насильственной советизации с применением жесточайшего террора против явных и потенциальных "врагов". В результате в первые месяцы войны в западных областях отмечался особенно высокий по сравнению с другими оккупированными территориями уровень антисоветских настроений среди местного населения, что открывало самые [236] благоприятные возможности для привлечения его к сотрудничеству.
Уже летом 1941 г. на оккупированных территориях Прибалтики, Белоруссии и Украины, благодаря усилиям местного коллаборационистского самоуправления, возникли многочисленные части местной самообороны. Их костяк составили участники националистических партизанских отрядов, некоторые из которых сражались против советской власти еще накануне войны. Санкционированные германской военной администрацией, эти части существовали под самыми разными обозначениями, такими, как "местная милиция" (Ortsmilitz), "служба порядка" (Ordungsdienst), "гражданское ополчение" (Burgerwehr), "местное ополчение" (Heimwehr), "самозащита" (Selbstschutz) и т. д., и были призваны поддерживать порядок, а также бороться с советскими партизанами и скрывавшимися в лесах отдельными группами РККА, попавшими в окружение.
С утверждением в западных областях СССР оккупационного режима большинство формирований местной самообороны было распущено немцами. На их основе сформировали части батальонного звена, находившиеся целиком под немецким контролем и использовавшиеся для охраны военных и хозяйственных объектов, лагерей военнопленных и гетто, а также в антипартизанской борьбе в тыловых районах армий и групп армий. Создававшиеся единичным порядком, эти части подчинялись различным немецким инстанциям (вермахт, полиция и др.) и даже не имели общего наименования. Так, например, прибалтийские формирования, действовавшие в армейских тыловых районах именовались "охранными отрядами" (Sicherungs-Abteilungen), а в тыловом районе группы армий "Север" - "отрядами вспомогательной полиции" (Schutzmannschaft-Abteilungen).
В соответствии с приказом рейхсфюрера СС от 6 но- [237] ября 1941 г. все сформированные в оккупированных восточных областях (речь идет о рейхскомиссариатах "Остланд" и "Украина") из местного населения охранные и полицейские части были объединены в так называемую "вспомогательную службу полиции порядка" (Schutzmannschaft der Ordnungspolizei, сокр. Schuma - "шума"), весь личный состав которой делился на 4 категории: 1) т. н. "индивидуальная служба" (Schutzmannschaft- Einzeldienst) по охране порядка в городах и сельской местности, именовавшаяся в первом случае охранной полицией (Schutzpolizei), а во втором - жандармерией (Gendarmerie); 2) батальоны вспомогательной полиции или "шума" (Schutzmannschaft- Bataillonen), среди которых выделялись фронтовые, охранные, запасные, а также немногочисленные саперные и строительные; 3) пожарная охрана (Feuerschutzmanns-chaft) и, наконец, 4) вспомогательная охранная служба (Hilfsschutzmannschaft), представлявшая собой формировавшиеся по особому требованию германских властей команды для выполнения каких-либо хозяйственных работ, охраны лагерей военнопленных и т. д.
Общая численность вспомогательной полиции рейхскомиссариатов с момента ее возникновения в ноябре 1941 г. за год выросла, по данным отчета начальника полиции порядка К. Далюге от 1 февраля 1943 г., примерно в 10 раз - с 33 тыс. до 330 тыс. человек. При этом на "индивидуальной службе" и в пожарной охране было задействовано 253 тыс. чел. (в том числе 29 тыс. в городах и 224 тыс. в сельской местности), а в батальонах "шума" - 48 тыс. чел. : Организационно все эти структуры подчинялись созданным по территориальному принципу управлениям германской полиции порядка, а в конечной инстанции - шефу германской полиции и СС рейхсфюреру Г. Гиммлеру.
Каждый батальон вспомогательной полиции по штатному расписанию состоял из штаба и четырех стрелковых рот (в каждой - три стрелко [238] вых и один пулеметный взводы, всего 124 человека). Общая численность составляла примерно 500 солдат и офицеров, однако на практике некоторые батальоны насчитывали от 700 до 1000 человек . Вооружение - винтовки, пулеметы, минометы, - как правило, было трофейным. Согласно упомянутому выше приказу Гиммлера, для батальонов "шума", формирующихся на оккупированных территориях, была установлена следующая нумерация: рейхе-комиссариат "Остланд" - от 1-го до 50-го, белорусские и российские области в зоне военного управления - от 51-го до 100-го, рейхскомиссариат "Украина" и украинские области в зоне военного управления - от 101-го до 200-го, польское Генерал-губернаторство - от 201-го до 250-го . Вскоре эта нумерация была расширена за счет литовских, латвийских и эстонских батальонов, которые получили в счет будущих формирований еще 100 номеров - с 251-го до 350-го.
Служба в полиции была добровольной, но со временем эта добровольность стала носить вынужденный характер. Большинство добровольцев вступало в полицейские батальоны с целью избежать мобилизации на принудительные работы в Германию и с расчетом улучшить свое материальное положение . Срок контракта номинально составлял шесть месяцев, однако в реальности полицейские, как правило, продлевали его на протяжении всей войны, пока не сталкивались с фактом добровольной или принудительной передачи их в другие формирования, включая местные территориальные части или войска СС.
К формированиям из представителей разных народов немцами применялся дифференцированный подход. Так, не доверяя в полной мере белорусам и украинцам, германское командование включало в их батальоны от 20 до 60 человек немецкого кадрового персонала, в то [239] время как в балтийских батальонах имелось лишь по 2 офицера связи германской полиции . Привилегированное положение прибалтов подчеркивалось также и тем, что в мае 1943 г. эстонские, латвийские и литовские батальоны вспомогательной полиции ("шума") были переименованы в полицейские (Polizei-Bataillonen), а в апреле следующего года, по крайней мере номинально, подчинены местным коллаборационистским самоуправлениям.
Источник: С.И.Дробязко Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил. 1941-1945, Москва, ЭКСМО. 2005
Главная страница | Каратели |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009