Работа "Д". 1924-1936гг.

В соответствии с решениями военно-политического руководства СССР, в 1924-1936 гг. производилась широкомасштабная подготовка к партизанской войне против иностранных агрессоров.

Она включала:

o Создание тщательно законспирированной и хорошо подготовленной сети диверсионных групп и диверсантов-одиночек в городах и на железных дорогах к западу от линии укрепленных районов;
o Формирование и всестороннюю подготовку маневренных партизанских отрядов и групп, способных действовать на незнакомой местности, в том числе за пределами страны;
o Переподготовку командного состава, имевшего опыт партизанской борьбы в гражданской войне, и подготовку некоторых молодых командиров в специальных партизанских учебных заведениях;
o Отработку вопросов партизанской борьбы и борьбы с вражескими диверсионными группами на специальных и некоторых общевойсковых учениях; [52]
o Совершенствование имеющихся и создание новых технических средств борьбы, наиболее пригодных для применения в партизанских действиях;
o Материально-техническое обеспечение партизанских формирований.

* * *

Подготовкой к партизанской войне занимались IV (разведывательное) управление главного штаба РККА и специально созданные IV отделы штабов военных округов. Они взаимодействовали с соответствующими подразделениями и дорожно-транспортными отделами ОГПУ.

К концу 1929 г. была в основном завершена значительная работа по подготовке командных и политических партизанских кадров. Готовились небольшие отряды, диверсионные и организаторские группы. На базе последних могли создаваться более крупные партизанские формирования. Для них закладывались тайные склады продовольствия, минно-взрывные средства, оружие, боеприпасы.

Так, к 1 января 1930 г. в приграничной полосе Юго-Западной железной дороги глубиной до 200 км из личного состава погранвойск и военизированной охраны железных дорог были подготовлены, кроме подрывных команд 2-х железнодорожных полков, более 60 партизанских подрывных команд общей численностью около 1400 человек. Оборудованы специальные минные трубы, ниши и камеры на железной дороге и на объектах. Аналогичная работа проводилась в Белорусском и Ленинградском округах.

Детали и особенности этой работы хорошо представлены в воспоминаниях И.Г. Старинова, который в те годы занимался подготовкой диверсантов по линии IV управления Генштаба РККА. В БССР, например, создали Специальное бюро ГПУ. С 1930 по 1936 гг. оно провело целый комплекс мероприятий по подготовке к партизанской борьбе. Так, уполномоченный Спецбюро ГПУ Белоруссии А.К. Спрогис был начальником специальной школы, в которой прошли обучение многие будущие партизаны. [53]

Вот что писал об этом сам А.К. Спрогис - активный участник партизанской войны в Испании, один из организаторов партизанской борьбы в Подмосковье и Белоруссии, возглавивший в годы Великой Отечественной войны Латвийский штаб партизанского движения.

"В 1928 г. меня направили на учебу в Высшую пограничную школу. Там проходили переподготовку командирские кадры. После окончания школы я стал совершенствовать свою квалификацию на специальных курсах, где мы, группа выпускников Высшей пограничной школы, изучали разведывательно-диверсионное дело, чтобы более эффективно бороться с нарушителями границы, распознавать все их приемы и уловки. Полученные знания мы продолжали совершенствовать на практике - в Белорусском пограничном округе, куда меня направили после курсов.

В этот период (начало 30-х годов) по указанию ЦК проводились мероприятия по укреплению обороноспособности западных районов страны на случай нападения империалистического агрессора.

Мы осваивали методы партизанской борьбы, работали над созданием партизанской техники, обучали будущих партизан минно-подрывному делу. Заранее подбирались кадры организаторов военных действий в тылу врага (среди них были тогда такие товарищи как Ваупшасов, Орловский и другие, ставшие в годы Отечественной войны героями партизанского движения). От партизан требовалась всесторонняя подготовленность, и я в числе других освоил парашютное дело, получил значок инструктора парашютизма. Все, чему мы научились в мирное время, оказало потом неоценимую помощь нам в борьбе с немецкими оккупантами".

По воспоминаниям И.Г. Старинова, в 1929-1933 гг. ему довелось преподавать минно-подрывное дело партизанам и диверсантам в спецшколах ГПУ Украины в Харькове и в Купянске, на двух учебных пунктах ГПУ Юго-Западной железной дороги в Киеве, где начальниками были М.К. Кочегаров и И.Я. Лисицын, в спецшколе IV отдела штаба Украинского военного округа в Киеве, [54] где начальником был М.П. Мельников, и на спецкурсах этого отдела в Одессе, а в 1933-1934 гг. - в спецшколе в Москве, где начальником был К. Сверчевский.

Кроме подготовки в специальных учебных заведениях, систематически проводились кратковременные сборы партизанских формирований, которые маскировались как сборы "пожарников", "охотников", "рыбаков" и т.п.

Командиры Красной Армии и пограничных войск, прошедшие специальную партизанскую подготовку, в случае необходимости могли организованно переходить к партизанским действиям, скрытно базироваться и передвигаться на занятой противником территории, выходить из вражеской блокады, использовать подручные средства для нанесения урона врагу.

Командно-политические кадры и специалисты партизанских формирований готовились обычно по такой схеме: первичная общевойсковая, техническая, специальная подготовка и сколачивание ядра будущего партизанского формирования. Подготовка диверсионных групп и диверсантов-одиночек, в зависимости от состава и предстоящих задач, обычно занимала от 3 до 6 месяцев. Основными предметами были: политическая, физическая, стрелковая подготовка, конспирация, минно-подрывное дело, разведка.

Первичная общевойсковая и техническая подготовка проводилась на курсах Осоавиахима, где отобранные партийными и комсомольскими органами добровольцы обучались стрелковому делу, топографии, вождению автомашин, плаванию и т.д. Одновременно велась политическая и физическая подготовка, а также тщательное изучение личного состава для определения его пригодности к партизанской борьбе.

Предварительная подготовка в кружках Осоавиахима продолжалась от одного года до полутора лет, если обучаемые ранее не служили в РККА. Лица, прослужившие в Красной Армии, также готовились в технических кружках Осоавиахима по нужным для партизанской борьбы, но не секретным специальностям, например, в качестве радиотехников, электромонтеров, шоферов и т.д. Окон- [55] чившие курсы Осоавиахима и показавшие по всем дисциплинам свою пригодность к партизанской борьбе зачислялись в закрытую специальную школу.

При обучении диверсионных партизанских групп, предназначенных для базирования и действий в городах, особое внимание обращалось на вопросы конспирации и тайной связи.

Личный состав партизанских рейдирующих формирований тренировался в совершении маршей, в использовании различных видов транспорта (гужевого, автомобильного и т.д.) в тылу врага. Партизаны, которые предназначались для действий в глубоком тылу врага, проходили также и воздушно-десантную подготовку, вплоть до прыжков ночью.

В учебных подразделениях, где начальниками были М.К. Кочегаров и И.Я. Лисицын, одновременно готовились от 5 до 12 человек в каждом, в остальных до 30-35 человек. Велась и подготовка одиночек. В школе, где начальником был К. Сверчевский, в 3-х изолированных группах шла одновременная подготовка 40 человек.

Учебные заведения по подготовке партизанских кадров были весьма своеобразными. Они не только готовили партизан, но и вели подготовку материальных средств к закладке их в тайники. Для обучения слушателей широко привлекались наиболее подготовленные командиры партизанских формирований гражданской войны, а также специалисты из войсковых частей.

Специальные учебные заведения имели достаточное количество учебных пособий. Не было проблем и с практическими занятиями на полигонах. Для подготовки на конспиративных квартирах имелись комплекты наглядных учебных материалов в чемоданах.

Специальная подготовка партизанских кадров обычно велась по группам специалистов: диверсантов, разведчиков, снайперов, радистов. Состав групп, как правило, формировался в ходе предварительной подготовки. При отборе кандидатов особое внимание обращалось на морально-политические качества, физическую натрениро- [56] ванность, выносливость, дисциплинированность, инициативность.

Будущие разведчики и диверсанты обычно уже имели довольно высокую общевойсковую подготовку, которую они приобрели на службе в Красной Армии или по линии Осоавиахима. Более того, многие из них имели одну или даже две гражданские специальности, полезные в партизанской борьбе. Среди них были электромонтеры, химики, шоферы, радисты.

Качество подготовки, боевые возможности маневренных партизанских формирований проверялись на специальных и общевойсковых учениях. Так, в 1932 г. под Москвой были проведены специальные маневры. В них участвовали дивизия особого назначения войск НКВД, Высшая пограничная школа, академии и училища Московского военного округа, партизаны-парашютисты под командованием С.А. Ваупшасова (1899-1976).

Самые крупные общевойсковые учения, в которых участвовали подготовленные партизанские кадры, состоялись осенью 1932 г. в Ленинградском военном округе. В них участвовали около 500 "партизан" из Ленинградского, Белорусского и Украинского военных округов. Эти "партизаны" были вооружены японскими карабинами и учебными гранатами, а "диверсанты" учебными минами. Все они были в гражданской одежде, в головных уборах с красными полосками, имели плащи и рюкзаки. В ходе учений "партизаны" проникали в тыл противника через "линию фронта" и перебрасывались туда по воздуху.

Партизанские отряды успешно провели ряд нападений из засад, но их налеты на штабы армии оказались неудачными. Охрана была бдительна, обнаруживала пар- [57] тизан еще на подходах. Более эффективно действовали небольшие диверсионные группы на путях сообщения "противника". Даже на сильно охраняемых участках "партизаны" ухитрялись ставить так называемые "нахальные" мины, установка которых занимала менее 30 секунд. На слабо охраняемых участках партизаны успешно применяли учебные неизвлекаемые противопоездные мины. В результате вспышек учебных мин были случаи остановки регулярных поездов. Машинисты паровозов принимали мины за петарды и останавливали составы.

Эти учения убедительно доказали, что в результате внезапных крупных операций партизанских сил можно на длительные сроки вывести из строя коммуникации противника. При этом хорошо подготовленные партизанские формирования, умело применяя мины различного назначения, остаются неуязвимыми.

Большое внимание уделялось планированию первых операций партизанских сил. В те годы твердо придерживались установки, согласно которой партизанские операции должны быть крупными и внезапными, чтобы одновременными действиями многих десятков диверсионных групп и партизанских отрядов сразу отрезать войска про-гивника на фронте от источников их снабжения в тылу.

Опыт общевойсковых и специальных учений, особенно командно-штабных учений, показал также, что партизанская война в тылу противника должна вестись во взаимодействии с войсками и авиацией фронтов, в виде крупных операций по выводу из строя коммуникаций противника и нарушению работы его тылов. Для этого 5ыли подготовлены органы и средства управления партизанскими силами.

Характерно, что если крупные партизанские отряды "противник" обнаруживал еще на подходах, то мелким диверсионным группам удавалось проникать в населенные пункты, где располагались штабы, и с помощью учебных мин создавать тревожное положение. При этом все группы оставались неуловимыми.

Одну из таких групп возглавлял Н.Л. Прокопюк (1902-1975) в последующем Герой Советского Союза. [58] Умелые действия этой группы отметил на разборе действий "партизан" заместитель начальника управления Генерального штаба.

Боярский В.И. Партизаны и армия: История утерянных возможностей. /Под общ. ред. А.Е. Тараса/Мн.: Харвест; М.:АСТ, 2003.

Главная страница    Партизаны


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009