ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ НКВД УССР № А-1250/СН В ЦК КП(б) УКРАИНЫ О ПЕРЕДВИЖЕНИИ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ ОККУПИРОВАННОЙ ПОЛЬШИ

9 апреля 1941 г.

По имеющимся у нас данным, поступившим от различных источников, видно, что с начала 1941 г. и особенно за последнее время немецким командованием производятся крупные передвижения войск из Германии на территорию генерал-губернаторства и к границам с СССР.

Сосредоточение частей отмечается в трех направлениях - Люблин, Перемышль и Восточная Пруссия, где, по данным, требующим проверки, имеется до 30 дивизий.

По существу происходящих передвижений немецких войск известны следующие факты.

Во второй половине января 1941 г. из собственно Германии через г. Бреслау проследовало большое количество эшелонов с войсками и различными видами вооружения, направляющихся в генерал-губернаторство. На каждом вагоне имелась надпись: "Губернаторство".

В г. Замостье появилась танковая часть и ап корпусной артиллерии, а в районе Замостье - Томашов - 4 пд и летные части. Нумерация их и количество не установлены.

В воинские части, дислоцированные в районе Замостье- Томашов, поступило новое пополнение до 5000 человек, которое спешно обучается.

На аэродром Свидники (в 4 км восточнее г. Люблин) прибыло якобы до 500 самолетов.

На окраине г. Лежайска отстроен военный аэродром, куда якобы прибыло до 200 самолетов.

В начале февраля 1941 г. в район г. Холм прибыли пехотные части численностью до одной дивизии. На площади размещены 500 грузовых автомашин.

В г. Люблин прибыли из г. Варшавы 26-й ап и 64-й мотомех-полк, из г. Холм - 23-й ап.

25 февраля 1941 г. на ст. Избица поступил эшелон из 30 вагонов и платформ, откуда выгрузилась тяжелая танковая часть. Танки вооружены пушками и пулеметами, кроме того, из эшелона сгружены гаубицы, боеприпасы, воинское снаряжение.

Начиная с 12 марта 1941 г. и до настоящего времени через станции Гливице - Катовице - Освенцим в восточном направлении проходит крупное перемещение немецких войск, тяжелой и легкой артиллерии, мотомехчастей и пехоты.

22 марта через эти станции проследовало до 75 эшелонов.

25 марта 1941 г. на пограничную станцию Журавица прибыло 45 эшелонов немецких войск. Часть из них направлена в г. Ясло, а остальные расположены вдоль железной дороги от ст. Перемышль до ст. Ясло.

В район Ярослава прибыло до 3 тысяч немецкой пехоты. 28 марта 1941 г. через ст. Ярослав проследовало 7 воинских эшелонов.

В ночь на 28 марта 1941 г. со стороны г. Катовице, через г. Краков на Тарнув проследовало большое количество немецких войск - пехота, кавалерия и летные части. Войска двигались на грузовых автомашинах с прицепными площадками. На некоторых прицепах перевозились лошади по 12 на каждом.

На аэродром г. Кракова, который расположен на его окраине, в направлении Катовице за последнее время прибыло много бомбардировочной авиации, а также большое количество бомб (количество самолетов не установлено),

В период с января по апрель 1941 г. немецким командованием продолжался завоз к границе СССР боеприпасов и снаряжения.

26 января 1941 г. на ст. Белжец прибыло 100 вагонов с боеприпасами и амуницией. Боеприпасы и амуниция после разгрузки автотранспортом были направлены на военные склады урочища Домброво. В связи с этим движение населения по шоссейным дорогам Белжец - Томашов и Замостье - Белограй было запрещено.

В феврале 1941 г. через ст. Белжец прошло до 250 вагонов с артиллерийскими снарядами, патронами и снаряжением. Все это ввозилось в г. Томашов, на окраине которого в лесу расположен большой военный склад, огороженный досками, колючей проволокой и охраняемый специальной воинской частью.

24 февраля 1941 г. на ст. Белжец из центральной Германии прибыл эшелон, груженный боеприпасами.

14 апреля 1941 г. прибыл эшелон в составе 38 вагонов, груженных снарядами для тяжелой и легкой артиллерии.

Все прибывшие боеприпасы со ст. Белжец на грузовых автомашинах были отправлены в г. Томашов.

В 18 км от г. Ярослава на запад, в лес под названием Залеж, завозится большое количество бензина.

В г. Красныставе создана база горючего, куда прибывают поезда для разгрузки. В настоящее время сконцентрировано до 3000 бочек, которые автомашинами вывозятся в сторону г, Замостье.

Вместе с переброской войск и боеприпасов отмечено также усиленное строительство укреплений, аэродромов и дорог.

В феврале начато строительство линии укреплений Варшава- Модлин, на которой заняты главным образом евреи.

Также развернулось строительство укреплений по линии р. Буг.

В районе железнодорожной линии от ст. Рембертов в направлении г. Седлец отрываются окопы и сооружаются военные укрепления и проволочные заграждения.

В двух километрах от ст. Завада по направлению м. Белжец в имении княгини Замойской строится подземный аэродром. К строительству аэродрома подведены 4 линии узкоколейной железной дороги, по которой вывозится земля на ст. Завада.

В г. Клименсов у сахарного завода с правой стороны шоссе Замостье - Щебриши строится аэродром.

На аэродроме закончено строительство бараков. Предполагается на этом аэродроме организация школы летчиков.

На участках Замостье - Томашов - Белограй - Тышов-цы - Лацув и Холм - Дорохуск форсируется строительство шоссейных дорог.

Дорога Тышовцы - Лашув строится саперами в количестве до 500 человек, имеющими в своем распоряжении до 100 грузовых автомашин.

По всей территории генерал-губернаторства и особенно в пограничной полосе производится ремонт шоссейных дорог и мостов.

На строительстве шоссейных дорог немцами используется украинская молодежь из так называемого лагеря "Служба родине". Эта молодежь одновременно проходит военное обучение под руководством немецких офицеров.

Вместе с передвижением воинских частей к границе с СССР отмечено также прибытие железнодорожных служащих, которые предназначены для использования на железных дорогах СССР при занятии их немецкой армией.

На ст. Жешув приготовлено 100 паровозов узкой колеи. Там же находятся 150 немецких железнодорожников с необходимым оборудованием, которые должны при вступлении немецкой армии на территорию СССР произвести расшив железнодорожных путей на узкую колею.

В г. Перемышли открыто ведутся разговоры, что Германия готовится к войне с целью присоединения бывшей австро-венгерской территории и всей Западной Украины.

В городе на улицах установлены громкоговорители, через которые якобы будет проводиться агитация против СССР.

Украинские националисты ведут открытую агитацию за совместное выступление с немецкими войсками против СССР под лозунгом "Освобождения украинской земли от Советов"...

Нами приняты меры к проверке и уточнению изложенных выше данных и установлению причин происходящей передислокации частей немецкой армии.

Народный комиссар государственной безопасности УССР Мешик

ЦА ФСК России

Речь идет о передвижении немецких войск (16-й и 18-й армий и 4-й танковой группы - всего 29 дивизий), развертываемых в Восточной Пруссии при поддержке 1-го воздушного флота (группа "Север")- На территории оккупированной Польши сосредоточивались немецкие войска 4-й и 9-й армий, 2-й и 3-й танковых групп - всего 50 дивизий и 2 бригады при поддержке 2-го воздушного флота (группа "Центр") (см.: Великая Отечественная война 1941 -1945, с. 8).

Источник: Сборник документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной Войне", том 1 "Накануне", книга вторая (1 января-21 июня 1941г.)  

Из сборника документов "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне", том 1 "Накануне"

Главная страница     Смерш против Абвера


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009