Из директивы 3-го Управления НКО СССР
№ 35523 о работе органов 3-го Управления НКО
в военное время
27 июня 1941 г.
Всем начальникам 3-х отделов военных округов, фронтов, армий,
корпусов, начальникам 3-х отделений дивизий
В соответствии с требованиями, вызванными обстановкой военного времени, задачи,
определенные постановлением правительства от 8 февраля 1941 г. и положением о Третьем управлении НКО, требует
усиления агентурно-оперативной работы органов Третьего управления и дополнительных мероприятий, обеспечивающих
охрану государственной безопасности и боеспособность частей Красной Армии.
Впредь до получения Положения о работе органов Третьего управления НКО СССР в военное
время руководствоваться следующим:
Функции органов Третьего управления НКО СССР в военное время должны слагаться из:
1) агентурно-оперативной работы: а) в частях Красной Армии; б) в тылах, обеспечивающих
действующие на фронте части; в) среди гражданского окружения;
2) борьбы с дезертирством;
3) работы на территории противника.
Работа в частях Красной Армии, действующих на фронте, складывается из:
работы с агентурно-осведомительным аппаратом; оперативно-профилактической деятельности органов Третьего управления.
[…]
Оперативная деятельность органов Третьего управления
1. Органы Третьего управления проводят работу по недопуску в армию и очистке армии от вражеского
элемента.
2. По вскрытым фактам вражеских действий органы Третьего управления принимают решительные меры
пресечения, вплоть до ареста.
3. Органы Третьего управления организуют борьбу с диверсионными! группами и отдельными диверсантами
противника, используя приданные им воинские подразделения.
4. По всем выявленным недочетам оперативный состав немедленно должен проинформировать командование
и добиваться их устранения.
5. Органы Третьего управления срочно сообщают в вышестоящие органы Управления по всем недочетам в
боевом обеспечении и политическом состоянии частей и о проявлениях вражеской деятельности и принятым мерам.
6. Органы Третьего управления производят дознание, расследование и следствие по всем фактам и
случаям преступной деятельности как военнослужащих, так и лиц гражданского окружения по делам, связанным с военнослужащими:
а) по всем пунктам ст. 58 УК РСФСР и соответствующим статьям УК национальных республик;
б) по ст. 193, пп. 20, 21, 22, 23, 24, 25' и соответствующим статьям УК национальных республик.
7. Начальники органов Третьего управления имеют право производить аресты военнослужащих всех степеней за
совершенные преступления по получении соответствующей санкции вышестоящего начальника органов Третьего управления и командования:
а) лиц рядового и младшего начсостава - с санкции командира дивизии, корпуса;
б) лиц среднего начсостава - с санкции военного совета армии, фронта;
в) лиц старшего и высшего начсостава - с санкции народного комиссара обороны.
8. Органы Третьего управления имеют право постановки вопроса перед командованием о переводе военнослужащих
рядового и младшего начсостава, а в отдельных случаях - среднего начсостава из одной части в другую по соображениям оперативного
характера.
Работа по чекистскому обслуживанию тыла слагается из обслуживания военных дорог.
1. Для чекистского обслуживания всех видов военных дорог (железных дорог, шоссейных, грунтовых) и водного
транспорта по особому указанию создаются 3-й отделения военных дорог.
В задачи 3-х отделений входит:
а) изучение и проверка всего личного состава дорог... очистка личного состава дорог от подозрительных и не
внушающих доверия лиц;
б) выявление всех лиц, подозрительных по шпионажу и ведущих наблюдение за работой транспорта или интересующихся
передвижением воинских эшелонов;
в) предотвращение диверсионных намерений и вредительских действий;
г) оперативное обслуживание поездов (агентурное и официальное) с целью розыска и задержания преступного элемента;
д) предотвращение всех случаев перерыва сообщений по данной дороге и расследование таких случаев (повреждение
дороги, мостов и пр.),
е) выявление причин срыва нормальной работы дороги;
ж) контроль за своевременным продвижением всех видов снабжения, особенно боеприпасов, идущих на линию фронта;
з) устранение создавшихся заторов и пробок на транспорте;
и) установление и ликвидация задержки поездов и другого вида транспорта с воинскими грузами и воинских эшелонов;
к) контроль за документацией о передвижении и перевозках с целью предотвращения разглашения данных о перевозимых
грузах и других секретных данных;
л) выявление и предотвращение неправильной переадресовки грузов и эшелонов и проверка причин, вызывающих переадресовку;
м) установление и расследование всех случаев нарушения нормальной связи (повреждение проводов, аппаратуры и т.д.).
Оперативное обслуживание складов и ремонтных баз
Оперативно-чекистское обслуживание складов возлагается на оперативный состав, специально выделенный для этой цели, с расчетом,
что на каждом головном складе должен быть оперативный работник, в задачи которого входит:
[...]
2) контроль за правильной организацией и дислокацией войсковых складов и рембаз в соответствии с оперативным направлением
фронта;
3) контроль за состоянием и работой складов:
а) оперативные возможности складов по своевременной приемке боеприпасов, горючего, продовольствия и фуража и выброске на
линию фронта;
б) правильное и доброкачественное снаряжение боевого имущества и проч.;
в) своевременная и правильная адресовка грузов;
г) состояние подъездных путей и их правильное использование;
4) контроль за обеспечением безопасности складов:
а) противодиверсионной охраны;
б) общей охраны;
в) противовоздушной обороны (маскировка складов, состояние артиллерийско-зенитных дивизионов и т.д.);
5) расследование случаев несвоевременного снабжения, засылки в часть нетребуемого вооружения, имущества и продовольствия и
привлечение виновных к ответственности;
6) обслуживание военно-санитарных поездов, расследование ненормальностей в работе эвакуационных и пересыльных пунктов и задержек
эвакуации раненых и привлечение виновных к ответственности;
7) расследование всех случаев задержек направления в тыл военноплен ных, перебежчиков и беженцев и привлечение виновных к
ответственности
Организация подвижных контрольно-заградительных отрядов на дорогах, железнодорожных узлах, для прочистки лесов
и т.д., выделяемых командованием, с включением их в состав оперативных работников органов Третьего управления с задачами:
а) задержания дезертиров;
б) задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта;
в) предварительного расследования, производимого оперативными работниками органов Третьего управления НКО (1-2 дня) с последующей
передачей материала вместе с задержанными по подсудности.
[...]
Начальник Третьего управления НКО СССР
майор госбезопасности
Михеев
ЦА ФСБ РоссииПункты 20,21,22, 23, 24 и 25 ст. 193 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. предусматривали ответственность
военнослужащих за воинские преступления, а именно: за сдачу неприятелю начальником вверенных ему военных сил, отступление от данных для боя распоряжений,
самовольное оставление поля сражения, оставление погибающего корабля, шпионаж, разглашение сведений о Вооруженных Силах СССР и об обороноспособности Союза
ССР. В то же время конструкции указанных статей допускали в ряде случаев расширительное толкование, см., например, ст. 193:
"а) Самовольное отступление начальника от данных ему для боя распоряжений в целях способствования неприятелю...
б).To же деяние, совершенное не в целях способствования неприятелю, но вопреки военным правилам...", что создавало предпосылки для возможного необоснованного
осуждения отдельных лиц из начальствующего состава РККА и ВМФ, сковывало их творческую инициативу в боевой обстановке.
Главная страница | Смерш против Абвера |
При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!
Copyright © 2003-2009