НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЗАВОД № 153
В ВОЕННЫЕ ГОДЫ

А.С. Яковлев продолжает:

В первой половине января 1942 года по телефону опять позвонил Сталин. Расспросив о ходе работ, он сообщил, что в Государственном комитете обороны решено перевести сибирский завод полностью на выпуск ЯКов, а производство истребителей ЛАГГ-3 передать другому предприятию. Заводу предлагалось немедленно свернуть все работы по ЛАГГам и организовать поточное производство истребителей ЯК-7.

- ЯКи и ЛАГГи близки по своим летным качествам, но летчикам больше нравятся ЯКи, - сказал он. - ЯКи более маневренны и не страдают некоторыми дефектами, обнаруженными на фронте у самолета ЛАГГ-3. Документ по этому вопросу получите на днях, а сейчас немедленно приступайте к перестройке производства.

Фотография сайта waralbom.com

Откровенно говоря, я был очень смущен. Со стороны могло показаться, что я приехал сюда проталкивать свою машину и что это по моей инициативе снимают машину Лавочкина с производства. На самом же деле для меня самого перевод завода полностью на выпуск ЯКов был совершенной неожиданностью.

Я тут же поделился своими сомнениями с секретарем обкома и с парторгом завода. Но когда о решении правительства коллектив узнал не с моих слов, а из полученной через день правительственной телеграммы, я успокоился.

20 февраля, когда выпуск истребителей ЯК в результате героических усилий коллектива завода достиг трех в сутки, вновь был звонок от Сталина. Он знал положение с выпуском машин, так как ежедневно утром ему клали на стол сводку суточной сдачи самолетов, танков, орудий и других видов [303] вооружения. Сталин поблагодарил коллектив завода за выполнение поставленного перед ним задания.

- Ну там дело теперь пошло, - сказал он мне. - Возвращайтесь, вы здесь нужны.

С гордостью вспоминаю, что уже через три недели после прибытия эшелонов нашего завода начался регулярный выпуск самолетов на новом месте, а еще через три месяца мы не только восстановили, но и значительно увеличили выпуск по сравнению с московским. А через одиннадцать месяцев самолетов выходило в семь с половиной раз больше, чем до эвакуации...

* * *

Завод № 153 не выпускал Як-1, а начал серийное производство машин Як-7. В заводских документах машина обозначалась как "истребитель Як-1 тип Як-7", что внесло путаницу в подсчет общего числа выпушенных Як.

Московские заводы выпускали Яки-7 УТИ с апреля по сентябрь 1941 года, т.е. до момента эвакуации, затем производство было возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске. Всего было изготовлено 186 машин этой модификации (после вычета 62 изготовленных истребителей Як-7, следует, что в 1941 году заводские цеха покинуло 145 Як-7 УТИ).

В задании на 1941 год была заложена постройка 6000 учебно-тренировочных машин, однако война помешала осуществлению этих планов. Фронт требовал истребителей и в производстве "семерок" наступил перерыв, длившийся семь месяцев.

Часть учебных самолетов после установки в задней кабине фотоаппарата АФА-1М использовались как разведывательные под обозначением Як-7Р, правда, оно не было официально утверждено.

Изменения и улучшения были введены на втором прототипе Як-7 - УТИ-26-II, который строился наряду с первым. Значительным переделкам подверглось шасси: диаметр колес основных стоек был увеличен до 650 мм, а хвостового колеса до 300 мм. Были установлены новые стойки шасси и замки, удерживающие их в крайних положениях, а так же щитки основных стоек (более подробно о них позднее). Следующим важным изменением было увеличение площади стабилизатора и руля направления: с 1,82 м? до 1,93 м? и с 1,12 м? до 1,23 м? соответственно. Это существенно улучшило пилотажные свойства самолета, и его стабильность в полете. Были так же и другие изменения, из которых наиболее интересным являлся новый способ крепления кока винта, скопированный с немецкого Bf-109; теперь его демонтаж значительно упростился.

По окончанию государственных испытаний, проходивших с 1 января по 14 февраля 1941 года, УТИ-26-II получил от работников НИИ ВВС гораздо более позитивную оценку, чем И-26 полгода тому назад.

Самолет был легок в управлении, с трудом входил в штопор (и если уж его к этому специально принуждали, то выходил из этой ситуации без проблем), не сложными были взлет и посадка. Так же просто выполнялись различные фигуры высшего пилотажа. Отмечалась удобная кабина и хороший обзор из нее.

Прототип был доведен настолько хорошо, что после испытаний его направили для дальнейшей эксплуатации в 12 ИАП. Там он прослужил до проведения еще одного интересного эксперимента - в 1942 году на него установили два реактивных двигателя ДМ-4С. Однако они так сильно сдвинули центр тяжести самолета вперед, что на любых неровностях он "клевал" носом. Велика была и опасность пожара топливных баков. Поэтому результаты эксперимента признали неудачными.

Необходимость оснащения летных школ новым самолетом была так велика, что в соответствии с приказом по Наркомату авиационной промышленности от 4 марта 1941 года, авиационный завод № 301 в Москве должен был прекратить производство Як-1 и приступить к изготовлению учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ.

Первая серийная машина номер 01-02 была облетана 18 марта 1941 года известным пилотом П.Я. Федрови. Хотя прототип самолета Як-7 УТИ имел тот же недостаток, который постоянно преследовал конструкции Яковлева - перегрев двигателя, но в серийных машинах этого удалось избежать снизив обороты двигателя с 2700 об/мин до 2350 об/мин. Так же была упрощена конструкция самолета за счет отказа от правого пулемета ШКАС и от механизма уборки заднего колеса.

Як-7А

Обозначение Як-7А носили самолеты Як-7 завода № 153, в которые были внесены следующие изменения: установлена приемо-передающая радиостанция; хвостовое колесо выполнено частично убирающимся (с 19-й серии); установлены дополнительные щитки, полностью прикрывающие вырезы для колес в крыле при убранном шасси; сдвижная часть фонаря задней кабины заменена откидывающимся на правый борт фанерным колпаком (с 17-й серии); изменена конструкция газоотводных труб пулеметов (с 17-й серии); взамен звеньеотводов установлены звеньесборники; уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя; установлено управление форсажом двигателя; установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом (с 14-й серии) по измененной схеме; электрические бензиномеры заменены механическими поплавкового типа (с 16-й серии); произведена перекомпоновка приборной доски (с 31-го самолета 16-й серии). Вооружение Як-7А не отличалось от вооружения Як-7 и состояло из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов ШКАС с общим боезапасом 1000 патронов. Як-7А выпускался на заводе № 153 в январе-мае 1942 г., всего было построено 277 самолетов.

Як-7Б М-105ПА

Як-7Б М-105ПА представлял собой дальнейшее развитие серийного Як-7А и отличался от него более мощным вооружением и аэродинамическими усовершенствованиями. Вооружение Як-7Б состояло из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с общим боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140). Кроме того, в перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая. В конструкцию были внесены следующие изменения: улучшены всасывающие патрубки двигателя; хвостовое колесо сделано полностью убирающимся; улучшена внешняя отделка самолета; увеличено число оборотов двигателя; установлены усовершенствованные туннели водо- и маслорадиаторов и др. Самолеты Як-7Б М-105ПА выпускались на заводе № 153 с апреля по июль 1942 г. Всего был построен 261 самолет.

Як-7Б М-105ПФ

Як-7Б с форсированным двигателем М-105ПФ являлся фронтовым истребителем и отличался от своего предшественника Як-7Б М-105ПА, главным образом, мощностью двигателя, увеличенной со 1050 до 1180 л.с. Кроме того, был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение аэродинамики и уменьшение полетной массы самолета.

Як-7Б поздних серий имели пониженный гаргрот и каплевидный фонарь (подобно Як-1Б).

Як-7Б М-105ПФ серийно выпускался на двух заводах - новосибирском №153 с августа 1942 г по декабрь 1943 г и на московском № 82 - с мая 1942 г по июль 1944 г. Всего выпущено 5120 самолетов Як-7Б М-105ПФ.

Як-7Б с АФА-ИМ

Як-7Б М-105ПФ в варианте фоторазведчика представлял собой обычный серийный Як-7Б, оборудованный фотоаппаратом АФА-ИМ и предназначенный для разведки с высот от 300-400 м до 3000 м. Фотоаппарат размещался у правого борта во второй кабине самолета между 3-й и 4-й рамами фюзеляжа. Для прохода световых лучей в АФА-ИМ перед его объективом вырезался фотолюк размером 135х135 мм.

Было выпущено примерно 350 самолетов Як-7Б с фотооборудованием под фотоаппарат АФА-ИМ на заводах №153 и №82.

Як-7-37

Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7Б М-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением.

Як-7-37 имел следующее вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г. Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82. Боезапас пушки - 20 снарядов, пулеметов - 450 патронов (для левого пулемета - 260, для правого - 190). По мощности огня Як-7-37 значительно превосходил все известные истребители 1942 г. В связи с установкой нового вооружения в конструкцию Як-7 были внесены следующие основные изменения: для размещения казенной части пушки и сохранения центровки самолета в допустимых пределах кабина летчика смещена назад на 400 мм, задняя кабина ликвидирована, крыло с трапециевидными законцовками оборудовано автоматическими предкрылками, установлено хвостовое колесо увеличенного размера (300х125 вместо 255х110 мм), для улучшения взлетных свойств самолета осуществлено управление форсажем двигателя за счет большего открытия заслонки на входе в нагнетатель, установлены антенна, приемная радиостанция, верхние щитки шасси, фара, система НГ от выхлопа отработанных газов двигателя и др.

Як-7-37 был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. (22 самолета без предкрылков) на заводе № 153, проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 ИАП 240 ИАД и хорошо проявил себя в воздушных боях.

Як-7В

Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее - с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П представлял собой двухместный учебно-тренировочный истребитель и являлся модификацией серийного Як-7УТИ.

В отличие от Як-7УТИ у Як-7В шасси было сделано неубирающимся, снято вооружение, упрощена и облегчена конструкция.

Як-7В выпускался серийно с мая 1942 г. по декабрь 1943 г. Всего выпущено 597 Як-7В (510 заново и 87 переделано из Як-7Б).

О летчиках испытателях завода им. В.П. Чкалова военного времени.

На данный момент удалось найти данные на одного летчика-испытателя, который в военные годы давал жизнь, пусть и короткую, истребителям, построенным на заводе № 153.

А.М.Тютерев
(1914 - 1951)

Тютерев Анатолий Михайлович - Лётчик-испытатель 2-го класса (1950).

Родился в 1914 году в селе Верхнее Мячково ныне Раменского района Московской области. Работал на Раменской ткацкой фабрике. В 1930 окончил электротехникум. До 1933 работал сварщиком на заводе, железнодорожном депо. В 1935 окончил 4 курса МВТУ. С 1935 работал в ЦАГИ конструктором, ведущим инженером. В 1937 окончил Бауманский аэроклуб г.Москвы.

В 1941 - ведущий инженер и лётчик ЛИИ. В 1941-1943 - лётчик и ведущий инженер Новосибирского филиала ЛИИ. В 1943-1944-лётчик-испытатель Новосибирского Филиала ЦАГИ.

Одновременно в 1943-1944 испытывал серийные Як-7 и Як-9 на авиазаводе №153 (г.Новосибирск). В 1944-1945 - лётчик-испытатель авиазавода №153; испытывал серийные Як-9. В 1946-1949 - ведущий инженер ЛИИ. В 1950 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ. С апреля 1949 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Участвовал в испытательных полётах на Ил-10, Ла-11, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Ту-2, Ту-4, Як-15 по тематике института. В 1949-1950 провёл большой объём работ по исследованию устойчивости управляемости и манёвренности МиГ-15 на околозвуковых, звуковых и сверхзвуковых скоростях полёта. При выполнении этих полётов 18.10.1949 первым в ЛИИ преодолел звуковой барьер.

Погиб 6 января 1951 года в испытательном полёте на самолёте МиГ-15.

Награждён орденом Красной Звезды, медалью.

Источники:А.С. Яковлев, "Цель жизни. Записки авиаконструктора", Савицкий И.М., Оборонная промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны Издательство: Государственный архив Новосибирской области Год: 2005, " Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. "Авиационный печатный двор", 2001, literra.websib.ru/period/text_chapter.htm?15 - Cибмашстрой, m-nsk.ru/history/persons/aviators, battlefront.ru, aviac.ru/...9/225-poyavlenie-yak-9-kak-protivnika-me-109f.html, jairspb.org/?page_id=190, crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20040.htm, www.wikipediya, www.rustrana.ru, sites.google.com/site/armsww2/istrebiteli/-9, www.brazd.ru/yak9.html

Главная страница     Все для фронта


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009