НОВОСИБИРСКИЙ АВИАЗАВОД № 153
В ВОЕННЫЕ ГОДЫ

А.С. Яковлев продолжает:

9 ноября 1941 года Государственный комитет обороны утвердил графики восстановления и пуска эвакуированных авиационных заводов и план производства на декабрь - январь. В октябре - декабре 1941 года, пока шла эвакуация, пока заводы восстанавливались, авиационная промышленность резко снизила выпуск продукции.

Нарушилась сложившаяся в довоенные годы кооперация заводов: ведь каждый самолетостроительный или моторостроительный завод был тесно связан с десятками других предприятий. Расстроилось материально-техническое снабжение. Металл, приборы, детали, получавшиеся прежде из Донбасса, Приднепровья, Ленинграда, нужно было теперь ждать от восточных заводов, а им тоже требовалось время, чтобы приспособиться к нуждам авиации.

При всем этом работники авиационной промышленности должны были не только восстанавливать заводы на Востоке, не только отлаживать такое точное и тонкое производство, как авиастроение, но и на ходу улучшать самолеты и моторы, чтобы они превосходили вражеские.

Выпуск самолетов в ноябре сократился более чем в три с половиной раза сравнительно с сентябрем. [305]

Невероятно тяжелым был для нашего наркомата декабрь.

Декабрьский план производства самолетов удалось выполнить меньше чем на 40 процентов, а моторов - на 23,6 процента.

Сводка о выпуске машин ежедневно докладывалась Сталину, который лично распределял их по фронтам.

Неожиданно поступили сигналы, что самолетов этих армия не получает. В Кремль срочно вызвали руководителей авиационной промышленности и Военно-Воздушных Сил.

Сталин спросил:

- Где же самолеты, о которых вы отчитываетесь по сводкам? Почему фронт их не получает? Надо создать комиссию из представителей военных и промышленности и проверить на месте, в чем дело.

Возглавить комиссию поручили генералу И. Ф. Петрову. Через несколько дней он доложил результаты обследования правительству.

Оказывается, в сводках числились самолеты, законченные работами в сборочных цехах заводов, вывезенные на аэродром, но еще не облетанные. На этих самолетах на аэродроме должны были производиться испытательные полеты и устраняться выявленные дефекты. Эта процедура, особенно в зимнее время, носила довольно затяжной характер. Этим и объяснялось несоответствие количества самолетов, указываемых в сводках, самолетам, сданным воинским частям.

Сталин сразу понял всю эту механику и предложил в сводках, представляемых правительству, указывать только самолеты с устраненными дефектами, облетанные и готовые к бою.

С тех пор и по сей день самолеты сдаются не "по сборке", а "по бою".

Фотография с сайта www.waralbom.com

* * *

Широко известна фотография цеха сборки истребителей А.С. Яковлева, помещенная им в своей книге "Цель жизни. Записки авиаконструктора". Однако он не указал, что это линия сборки одного из цехов новосибирского авиазавода им. В. Чкалова. В связи с этим интересен обмен мнениями блогеров по поводу квалификации рабочей силы и культуры производства на авиасборочных предприятиях военного времени:

" alyosha-altay пишет 1 сентября 2010 в 23:19 (ЛС):

Вот мы ( я имею ввиду себя и многих других посетителей ВА) восхищались культурой производства на американских заводах, а на этом фото отлично видно, что и в СССР было не хуже, понятно, что не на всех заводах и не в течение всего периода войны, но, тем не менее, ведь заводы в США не бомбили и немцы не топтали землю американцев... Лично я горжусь нашими предками!

" Blue Fox:

Поддерживаю! Впечатляет! Жаль что наши мало публиковали таких фото. В детстве часто слышал такую фразу "А-а-а! Русский ИВАН! Что он может придумать..." Имелось ввиду из техники.

" Сергей пишет:

Да как сказать. Без обид, но все-таки культура производства у американцев была повыше. Не нужно забывать, что в 1931 Иосиф Виссарионович сказал: "Мы отстали от капиталистических стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет" Однако чудес в плане наращивания количества высоквалифицированных специалистов не бывает, и самолеты, как и многую другую технику, в большинстве своем собирали рабочие в первом или втором поколении, от которых ожидать культуры труда, сравнимой со штатовской, было довольно сложно. Причем проблема была шире, она касалась не только собственно рабочих, но и инженеров. Летчик-испытатель Василий Алексеенко писал: "Когда мы в 1940 г. испытывали немецкие боевые самолеты, то обратили внимание, что немцы резиной тщательно герметизируют каждый лючок, каждый проем. Сначала нам это казалось бессмысленным, и только потом мы догадались, что перетоки воздуха внутри самолета забирают мощность у двигателя, снижают скорость. А у нас над этим никто и не думал потому, что просто некому было по тем временам думать, - по воспоминаниям авиаконструктора А.С. Яковлева, только на фирме "Мессершмитт" конструкторов работало больше, чем во всех КБ СССР". В этой связи можно сказать, что не только сборка, но и само создание самолета было сложной задачей. Тем больше уважения вызывают действия советского руководства, сумевшего за кратчайшие сроки после начала войны мобилизовать необходимые ресурсы в наполовину аграрной стране для создания и выпуска новейших образцов техники.

" MStas пишет:

С началом войны на фронт было призвано очень много квалифицированных рабочих, а их заменили женщины и подростки. Отсюда, соответственно, и культура труда и качество производимой продукции.

" MStas пишет:

У немцев с призывом квалифицированной рабочей силы на фронт было по-другому. Трудоспособное население делилось на специалистов, подсобных рабочих, учеников, переквалифицируемых, чернорабочих. Неопытных работников отправляли на фронт, а квалифицированные кадры возвращались на заводы с получением "брони". Кроме того существовала норма призыва (%)от степени важности профессии.

MStas:

Неопытных работников отправляли на фронт, а квалифицированные кадры возвращались на заводы с получением "брони".

В СССР было также. Самые опытные работники имели "бронь". У меня, например, прадед по этой причине не был призван со сталелитейного завода, работал при приближении фронта до последнего дня и попал в оккупацию в Днепродзержинске. После освобождения города из-за "брони" опять же на фронте не понадобился, а был отправлен на завод.

На mw-50gm-1:

Техническая отсталость СССР это факт Как факт - малоквалифицированная рабочая сила на предприятиях. Технические идеи и в царской России, и в СССР развивались равномерно с Западом. А вот претворение в жизнь - другое дело. На том же Новосибирском авиазаводе использовался труд подростков и специалистов-призывников, проходивших первоначальную подготовку в 13 запСБР и других запасных частях СибВО, расположенных в окрестностях Новосибирска. Несколько слесарей, призванных с золоторудных приисков нашего района, в результате остались по брони в Новосибирске.

В Новосибирске параллельно с ЛаГГами-3 завод выпускал самолеты Як-7. Но все упомянутые выше предприятия не могли сравниться в производительности с заводом № 21

Азербайджан:

Таким образом, в предвоенные годы в Новосибирске началось строительство трех крупных предприятий оборонной промышленности. Однако эти стройки не пользовались должным вниманием со стороны наркоматов и центральных плановых органов, поэтому не было равномерного финансирования строительства предприятий, обеспечения оборудованием и материалами. В результате к началу войны оборонные предприятия не были в полной мере готовы к производству боеприпасов и авиационной военной техники.

В годы Второй мировой войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель "Як", построенный в СССР. Практически в военные годы завод выпускал в день до 33-х(?) самолётов (полк в день).

Источники: А.С. Яковлев, "Цель жизни. Записки авиаконструктора", Савицкий И.М., Оборонная промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны Издательство: Государственный архив Новосибирской области Год: 2005, " Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. "Авиационный печатный двор", 2001, literra.websib.ru/period/text_chapter.htm?15 - Cибмашстрой, m-nsk.ru/history/persons/aviators, battlefront.ru, aviac.ru/...9/225-poyavlenie-yak-9-kak-protivnika-me-109f.html, jairspb.org/?page_id=190, crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20040.htm, www.wikipediya, www.rustrana.ru, sites.google.com/site/armsww2/istrebiteli/-9, www.brazd.ru/yak9.html

Главная страница     Все для фронта


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009