ИЗ ПИСЬМА СЕКРЕТАРЯ НОВОСИБИРСКОГО ОБКОМА ВКП(б) Г.Н. ПУГОВКИНА В ЦК ВКП(б) И.В. СТАЛИНУ "О РАБОТЕ АВИАЗАВОДА № 153 ИМЕНИ ЧКАЛОВА В г. НОВОСИБИРСКЕ"

Москва, Кремль

31 октября 1940 г.

тов. Сталину И.В.

Авиазавод № 153 имени Чкалова в городе Новосибирске строится с 1934 года и рассчитан на выпуск 1 500 штук в год самолетов-истребителей и 1 200 штук бомбардировщиков. В строительство завода вложено 160 млн. рублей. В настоящее время находятся в эксплуатации здания и сооружения корпуса истребительной авиации площадью 35 тыс. кв. метров.

В 1940 году по заданию правительства действующей частью завода должно быть выпущено 525 самолетов-истребителей типа И-16 из которых часть идет на вооружение РККА, а часть - комбинату "600". К 1 ноября 1940 года это задание завод выполнил на 79 процентов выпустив 415 самолетов. Для выполнения программы 1940 года и подготовки к выполнению увеличенной программы по производству самолетов-истребителей в 1941 году необходимо чтобы Наркомат авиапромышленности заводу выделил и отгрузил оборудование для инструментального цеха электропровод, 1 500 баллонов кислорода, удовлетворив просьбу директора завода об увеличении автотранспорта, обеспечив завод колесами шасси, приборами и другими деталями.

По истребительной авиации завод должен в 1941 году освоить проектную мощность, т.е. выпускать 1 500 истребителей в год. Корпуса завода для производства истребителей на полную мощность построены, введены в эксплуатацию, но не дооборудованы станками, электропроводами, термической печью и санитарно-техническими приспособлениями. Отсутствие оборудования и материалов, необходимых для нормальной организации производства, лишает возможности пустить в эксплуатацию цеха, вспомогательные сооружения и культурно-бытовые учреждения завода, в строительство которых вложено более 40 млн. рублей. На заводе построены здания, имеющие высокую техническую готовность: кузница на 93 процента, ремонтно-инструментальный корпус на 76 процентов, центральная котельная на 90 процентов, компрессорная на 90 процентов, и целый ряд других объектов, которые не могут быть сданы в эксплуатацию вследствие необеспеченности фондами оборудования и технических материалов, стоимостью всего около 250 тыс. рублей. Так, например, в случае выделения заводу легкокабельной продукции на 50 тыс. рублей может быть сдано в эксплуатацию зданий и сооружений на 15 млн. рублей.

По корпусу бомбардировочной авиации размером 65 тыс. кв. метров готова в строительной части первая очередь в 29 тыс. кв. метров. Для завершения этого корпуса необходимы фонды: электропровода-шнура 125 километров" оконно-рамного железа 218 тонн, стекла 24 тыс. кв. метров, металлоконструкций 900 тонн, калориферов 1 200 штук - и увеличение автотранспорта. Наличие в Новосибирской области строительных материалов: леса, кирпича, цемента, металла и других - позволяет закончить строительство корпуса бомбардировочной авиации в первой половине 1941 года. Между тем Наркомат авиапромышленности не включил в титульные списки 1941 года ряд крайне важных объектов (технологические лаборатории, ремонтно-механический цех, жилой фонд на 50 тыс. кв. метров, ангар), без которых невозможна нормальная работа завода.

На заводе нет ясности в отношении типа машины - бомбардировщика. Корпуса зданий строятся для производства цельнометаллических машин типа скоростных или пикирующих бомбардировщиков. Наркомат авиапромышленности до сих пор не разрешил этого вопроса.

При существующем положении на заводе, имеющем 7 500 человек рабочих и служащих, насчитывается всего 7 человек инженеров, окончивших авиационные институты, что явно ненормально. На завод необходимо командировать инженерно-технических работников: 40-50 человек для корпуса истребительной авиации и 100-120 человек для корпуса бомбардировочной авиации.

Обком ВКП(б) в 1940 году неоднократно обращался в Наркомат авиапромышленности и в ЦК ВКП(б) по указанным вопросам. Несмотря на указания ЦК ВКП(б), Наркомат авиапромышленности до сих пор не разрешил неотложных производственных вопросов завода № 153. Из ответственных работников Наркомата авиапромышленности с 1934 года на заводе № 153 никто не был.

Новосибирский обком ВКП(б) просит Вас, Иосиф Виссарионович, обязать Наркомат авиапромышленности оказать необходимую помощь заводу № 153 в организации нормальной работы по выпуску самолетов-истребителей и самолетов-бомбардировщиков.

Секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) Г. Пуговкин

ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. д. 89. Л. 125-128. Подлинник.

Подпись-факсимиле Г.Н. Пуговкина. Документ - один из 3 экз. машинописной закладки, первый экземпляр - в ЦК ВКП(б) отправлен 1 ноября 1940 г., остальные - в дело.

Источник: Жизнь и Бизнес в Сибири Сибирские деловые и политические статьи, новости и блоги, insibir.com/

Главная страница     Все для фронта


При перепечатывании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна!

Copyright © 2003-2009